Редкий случай, когда в прозе Достоевского есть Петербург. Тут вам и Невский, и сады, и набережные каналов Невы, и конкретно Фонтанка, и острова – Крестовский, Каменный, Аптекарский, и Петергофская дорога, и Парголово, и Черная речка. Всё, как положено).
Главный персонаж - рассказчик. Он одинок, приезжий, бродит по улицам города на болотах уже восемь лет. Он робок с женщинами, хотя ему уже 26 лет. Адрес его - Дом Баранникова.
Второй персонаж – девушка, по описанию брюнетка, она носит жёлтую шляпку и черную мантилью. Встреча происходит так. Она стоит, опёршись на перила канала, судя по всему, решила покончить жизнь самоубийством. Но, наш герой, конечно же, мешает ей это сделать. Далее случай с пьяным хамлом, который сближает персонажей. Наш герой вступается и новые друзья пускаются в путешествие по белоночному Петербургу.
Даме герой представляется аж на второй день. Он оказывается "Тип". Это на его языке означает оригинал, смешной человек, мечтатель. "Даже не человек, а среднего рода" – как он поясняет. Сразу вспоминается "Сон смешного человека". Видимо, связь между произведениями есть. На второй день и он узнает еë имя. Её зовут Настенька. Это имя появится и в другом романе Фёдора Михайловича. Её будут звать Настасья Филлиповна. И ситуация отчасти схожая. Да и парень сильно напоминает Мышкина.
Персонаж, до встречи с Настенькой, любит одинокие прогулки. Он наделён способностью созерцать улицы и дворы Петербурга. И даже очеловечивать дома. Он ведёт с ними немой диалог, сочувствует им. Тренируется перед встречей с таинственной незнакомкой-суицидницей. Он замечает всё, что со временем меняется в городе.
В "Белых ночах" Достоевский обращает какое-то особенное внимание на Поднебесную империю. Розовый домик, который очень любит "Тип", оказывается перекрашен "в жëлтый цвет китайского знамени". Раньше их знамя было жёлтое, с изображением дракона. А Настенька мечтала, что "выходит замуж за китайского принца". Позже она ещё раз упоминает о китайском принце.
Персонажи сближаются. Само собой платонически. "Оригинал" уже позволяет себе такие обращения: "мой маленький ангельчик", "хорошенькая моя" и "Настенька".
Повесть "Белые ночи" достаточно слащавое чтиво, про любовь, нежность, заботу. Но, разве у автора романа "Преступление и наказание" может не быть какого-нибудь потустороннего и демонического оттенка? Не переживайте – и тут он тоже есть. Наш "мечтатель" в разгаре отношений с Настенькой начинает говорить про некие "странные уголки Петербурга". Будто туда заглядывает "иное солнце". Именно там живет и сам "мечтатель". Так он описывает свою комнату: четыре угла, стены закопчëные, зелёного цвета, унылые и обкуренные (видимо жильцами, которые снимали эти углы до него).
Теперь немного о героине. Настя его не употребляет. Ей 17 лет, она сирота, живет со слепой бабушкой. Та "прежде была богата" и нанимала ей учителей. Поэтому девушка знает французский. В доме есть прислуга по имени Фëкла. Она иногда сидит, пришпиленная булавкой вместо Насти. Главная героиня в таком положении оказывается чаще. Чтобы не оказаться в другом положении. Такова бабушкина забота. Единственная подруга Настеньки – Машенька. Да и та уехала в Псков. Появляется и тайна, которая стоит между "Типом" и Настей. Это третий, который "нелишний". Да – любовный треугольник, как в "Идиоте". И тоже два разных типа мужчин. Один деловой и конкретный, второй – "мечтатель". Имя у него тоже нет. Он просто "жилец". Человек, который снимал одну из комнат бабушки во время пребывания в Петербурге.
Можно ещё сказать о ссылках Фёдора Михайловича на других авторов. Упоминаются персонажи Вальтера Скотта - Диана Вернон, Евфия Денс, Минна и Бренда. Это "Жилец" предлагает прочесть книги Вальтера Скотта и организует поход в театр на "Севильский цирюльник". Тот самый, который был бестселлером во времена французской революции. И ещё Настя похожа на персонаж поэмы Пушкина "Домик в Коломне". О ссылках кажется всё.
Таким образом тот, кому интересен Петербург Достоевского, именно в "Белых ночах" его и найдёт.