Обзор немецких медиа
🗞(+)Handelsblatt в статье «Удивительное падение цен производителей: что это означает для инфляции» рассказывает, что цены на промежуточную продукцию в Германии снижаются впервые с 2020 года. Эксперты считают это сдерживающим сигналом для инфляции. Но в краткосрочной перспективе она может вырасти еще сильнее. Уровень упоротости: отсутствует 🟢
Автор: Юлиан Ольк. Перевёл: "Мекленбургский Петербуржец"
В течение последних двух лет цены, уплачиваемые производителями за промежуточные товары, такие как сырьё и промышленные товары, продолжали расти. До сих пор.
В октябре цены производителей снизились впервые с мая 2020 года, на 4,2% по сравнению с сентябрём. Об этом сообщило Федеральное статистическое управление в понедельник. Главной причиной этого стало падение цен на энергоносители, которые снизились на 10,4% по сравнению с сентябрем.
«Удивительно сильное снижение цен производителей может быть предвестником того, что мы прошли пик инфляции», - говорит экономист из Дюссельдорфа Йенс Зюдекум. Инфляция может «попрощаться с нами быстрее, чем многие думали». Уровень инфляции в сентябре составил 10%, что является самым высоким показателем за всю историю объединённой Германии.
Однако может пройти ещё некоторое время, прежде чем компании переложат снижение закупочных цен на плечи потребителей. Александр Криволуцкий из Немецкого института экономических исследований (DIW) предупреждает: «Что касается инфляции, то мы далеки от того, чтобы выйти из леса».
По мнению экономистов, зимой следует ожидать небольшого спада в экономическом развитии Германии, в том числе и потому, что международная обстановка становится всё более мрачной. Прежде всего, экспертов беспокоит рост числа случаев заболевания короной в Китае. Восстановление экономики ожидается не раньше весны, в том числе благодаря менее резкому росту цен.
Если посмотреть на цены производителей, то о сильном росте инфляции было объявлено уже в самом начале. Ещё до начала войны на Украине в феврале этого года цены, которые производители требуют от трейдеров или переработчиков за товарную продукцию за воротами завода, росли гораздо сильнее, чем обычно. В конце 2021 года месячный показатель составлял уже 5%, а к августу он понемногу вырос до 7,9%.
И наоборот, означает ли это, что неожиданно сильное снижение цен производителей также предвещает быстрое снижение темпов инфляции? Чтобы прояснить, достигла ли Германия пика инфляции, необходимо немного больше информации.
Рост цен производителей в основном был обусловлен повышением цен на газ, нефть и электроэнергию. Составители данных в Федеральном статистическом управлении дали понять в понедельник, что стоимость энергоносителей теперь также «в основном ответственна» за снижение цены для потребителей. Электроэнергия для коммерческих потребителей в октябре подешевела почти на 17% по сравнению с предыдущим месяцем, газ - на 9%.
Если исключить цены на энергоносители из роста цен производителей, картина будет иной: это скорректированное значение на 0,4% выше, чем в предыдущем месяце. В частности, продолжали расти цены на продукты питания, например, сахар стал стоить на 47% дороже. В целом, цены на потребительские товары в октябре были на 1,1% выше, чем в предыдущем месяце. «Цены на потребительские товары по-прежнему растут», - говорит Йенс Бойсен-Хогрефе из Кильского института мировой экономики.
Снижение цен производителей ведёт к снижению затрат компаний в целом. Это, в свою очередь, даёт им свободу действий для снижения цен, от чего выигрывают их клиенты. Но это не тот случай, когда падение цен производителей через некоторое время отражается один к одному на уровне инфляции.
Некоторые фермы не могут или не хотят поддерживать более низкие затраты. Они предпочитают инвестировать деньги, чтобы выжить в международной конкуренции или использовать свою рыночную власть для получения более высокой прибыли.
Поэтому президент института Eucken во Фрайбурге Ларс Фельд предлагает эмпирическое правило для выведения уровня инфляции на основе цен производителей. Он говорит: «Цены производителей приходят с отставанием в одну треть от потребительских цен, то есть уровня инфляции». Это правило особенно хорошо работает в периоды высокой инфляции.
Важнейшим в правиле Фельда является термин «запаздывание». Существующие контракты и дорогостоящие корректировки обеспечивают то, что инфляция не следует сразу за ценами производителей. «В случае шока от цен на энергоносители компаниям требуется некоторое время, чтобы приспособиться к новым условиям», - говорит Клаус Гюнтер Дойч, главный экономист Федерации немецкой промышленности (BDI).
Не так просто определить, насколько велика временная задержка. Правило Фельда даёт подсказку. Чтобы его использовать, нужно смотреть на цены производителей не в сравнении с предыдущим месяцем, а с тем же месяцем предыдущего года. Именно так обычно читают статистику. Но поскольку начало войны пришлось на промежуточный период, многие эксперты предпочитают рассматривать краткосрочное сравнение с предыдущим месяцем на текущий момент.
Для эмпирического правила Фельда, однако, сравнение с месяцем предыдущего года безальтернативно. Цены производителей в октябре были «всего» на 34,5% выше, чем в том же месяце прошлого года. Однако в сентябре цены в Германии всё ещё были на 45,8% выше. Если теперь предположить, как это делает Фельд, что одна треть этой суммы отражается в потребительских ценах, то пик инфляции, вероятно, будет намного выше недавно измеренных 10,4%, а именно на уровне одной трети от 45, то есть 15%.
Таким образом, в настоящее время потребители только начинают получать повышение цен производителей с весны или начала лета. Экономист IfW Бойсен-Хогрефе говорит: «Вероятно, пройдет некоторое время, прежде чем потребители узнают о пике цен производителей».
Об этом также свидетельствует опубликованный в понедельник опрос мюнхенского института Ifo. По данным исследования, немецкие компании за последние месяцы пропустили через себя только 34% закупочных цен. К апрелю они планируют увеличить этот показатель до 50%. «Это, вероятно, приведет к дальнейшему инфляционному давлению на потребительские цены в ближайшие месяцы», - говорит исследователь Ifo Мануэль Менкхофф.
И в настоящее время есть ещё одна особая причина для задержки. Высокая стоимость газа и электроэнергии в настоящее время оказывает особенно сильное влияние на уровень инфляции. Однако ценовые пики последних недель на энергетических биржах во многих случаях не достигнут потребителей до следующего года. В конце концов, требуется время, чтобы пройти через различные этапы торговли, прежде чем частные дома будут обеспечены всем необходимым, особенно для арендаторов.
Портал сравнения Check 24 сообщил в понедельник, что с конца сентября поставщики энергии повысили цены или объявили о повышении в 559 случаях. Они составляют в среднем 50,4% и затрагивают около 9,6 млн. домохозяйств, по данным Check 24. Таким образом, при всём этом цены на энергоносители в настоящее время ещё не достигли своего пика.
Только когда компании передадут большую часть цен на энергоносители и электричество, а также газ не станут ещё дороже для потребителей, уровень инфляции также должен снизиться. Экономические прогнозисты ведущих экономических институтов не ожидают, что это произойдет до второго квартала 2023 года.
Однако неожиданное снижение цен производителей может обеспечить более быстрое развитие событий. «Это даёт нам все основания надеяться, что в ближайшие месяцы мы также увидим заметное ослабление потребительских цен», - говорит экономист Йенс Зюдекум.
Высокие цены на энергоносители уже вызывают снижение производства в энергоёмкой промышленности. Если повышение цен теперь всё чаще доходит до потребителей, они, скорее всего, будут потреблять меньше. Оба фактора в совокупности вызывают замедление экономической активности. Это вряд ли быстро изменится.
Однако неожиданное снижение цен производителей является ещё одним признаком того, что рецессия может продлиться дольше и быть более мягкой, чем предполагалось ранее. Текущий экономический прогноз исследовательского института Handelsblatt также предполагает, что спад в частных потребительских расходах, вероятно, будет менее серьёзным, поскольку больше людей используют свои сбережения, чем ожидалось.
Это также показывает, что промышленные предприятия, не требующие больших затрат энергии, до сих пор не были втянуты в проблемы крупных потребителей газа, нефти и электроэнергии. Последние в последнее время даже смогли расширить свое производство.
@Mecklenburger_Petersburger
Мекленбургский Петербуржец в: