Что вы знаете о чувствах и переживаниях ребёнка в связи с такой жизненной переменой, как переезд?
В историях многих моих клиентов в процессе психокоррекции обнаруживалась связь текущих психологических трудностей с ситуацией смены жительства по решению родителей в далёком детстве.
Чаще всего переезд в детском возрасте ассоциировался со своеобразным переломным моментом в жизни: ломалась система отношений в социуме - одноклассники и приятели в школе, друзья во дворе дома, лояльные учителя и наставники - всех значимых людей в дружественной социальной среде ребёнок лишался одномоментно.
Прижиться и освоиться на новом месте так же успешно, как на старом, удавалось далеко не всем. Некоторые отмечали, что с момента переезда "вся жизнь покатилась под откос". В новом школьном коллективе было сложно влиться в существующую систему отношений, родителям было не до того, чтобы помогать адаптироваться к изменившимся условиям жизни, поскольку они сами пытались выстроить другую жизнь на новом месте, и, кстати, тоже не всегда так же успешно, как в прежней жизни до переезда.
Как выясняется, чаще всего родители совершают несколько ошибок при смене места жительства в отношении ребёнка.
Основные ошибки родителей при переезде
- Ребёнку не объявляют заранее о принятом решении. Как правило, ребёнка ставят в известность довольно неожиданно, объясняя это себе тем, что ему не о чем волноваться прежде времени, либо полагают, что у ребёнка нет никакой ответственности и потому вряд ли он может испытывать стресс.
Родители считают, что всё, что необходимо для нормального развития ребёнка, они ему обеспечат, особенно если речь идёт о повышении социального статуса и обеспеченности семьи. Однако выпускаются из виду важные моменты, которые касаются системы отношений ребёнка. - Ребёнка не спрашивают, чего он хочет в связи с новой ситуацией. Родители не обсуждают с ребёнком, как он видит возможную смену жительства, какие у него в связи с этим пожелания, страхи, волнения.
Почему-то упускается из виду, что ребёнок может испытывать массу переживаний в связи с переездом. Как его примут в новом коллективе, как будет стоять мебель в его комнате, смогут ли родители обеспечить такой же порядок вещей, как это было в его любимом жизненном пространстве, или все будет совсем по-другому, сможет ли он забрать все свои игрушки, книжки? У ребёнка очень много вопросов, которые родителям могут казаться совершенно неважными. - Родители не помогают ребёнку сохранить отношения. Бывает так, что ребёнок утрачивает важные отношения и грустит об этом всю свою взрослую жизнь. К примеру, родители разумно дождавшись окончания учебного года, чтобы не создавать дополнительного стресса, осуществляют переезд и перевод ребёнка в другую школу во время каникул, когда он не может в последний раз пообщаться с дорогим его сердцу другом, договориться о том, как поддерживать дружбу и т.п.
Бывает даже, что родители обесценивают переживания ребёнка, успокаивая, как им кажется, его тем, что он найдёт после переезда новых друзей. - Родители не помогают ребёнку влиться в уже существующий коллектив на новом месте. В новом коллективе в детском саду или в школе уже сложились определённые отношения, где давно распределены роли - есть лидеры, есть кучка тех, кто поддерживает лидера, есть те, кто находится в оппозиции лидеру, есть те, кто придерживается нейтралитета. Влиться в устоявшуюся систему отношений всегда сложнее, чем оказаться в группе детей в начале формирования коллектива. Ребёнок испытывает большую эмоционально-когнитивную нагрузку, чтобы определить, кто есть, кто в группе сверстников и проявить инициативу к знакомству и сближению. Фактически на первых порах он оказывается в положении противостояния "Я и группа". Пока ребёнок ориентируется в новом коллективе, его замешательство могут воспринять как неуверенность и может начать складываться отношение как к аутсайдеру, особенно если в коллективе много агрессии.
Если при этом ребёнок понял, что его переживания, связанные с переездом, не волнуют родителей, он может не делиться с ними сложностями взаимодействия со сверстниками в новом коллективе.
В целом, конечно, дети справляются с кризисом, который связан со сменой места жительства, но во взрослости порой оказывается, что некоторые социальные страхи связаны именно с той ситуацией, которая закрепилась как крайне стрессовая ситуация неопределённости. Напомню, что мы говорим о ситуации неопределённости как стрессовой в том случае, когда у человека нет никаких альтернативных вариантов повлиять на грядущие изменения, которые полны неизвестности и чреваты состоянием беспомощности, в которой от него ничего не зависит.
Переезд родителей - это их решение, не ребёнка. Мнение ребёнка, как правило, никто не спрашивает. Если с ребёнком никто не обсуждает предстоящих событий, а только ставят его перед фактом, то у него закрепляется идея, что от него почти ничего не зависит. В дальнейшей жизни, будучи взрослым, он и не догадывается, как на него повлияло это событие. Однако в психотерапии через телесные метафоры память нередко возвращает в ситуацию вынужденной беспомощности, когда от ребёнка ничего не зависело. Даже улучшение жилищных условий нередко не заполняет того дефицита, который возникает у ребёнка в подобной ситуации.
Как правило, особенно стрессовым событием ситуация переезда становится для детей от 5-7 лет, которые уже имеют других значимых людей, кроме родителей - сверстники в детском саду, в школе, воспитатели, учителя и т.д.
Фактически любая ситуация неопределённости может приводить к острому стрессу и далее формированию ПТСР (постстрессовое расстройство) со всеми вытекающими последствиями.
Поэтому родителям важно помнить:
Чем больше вы будете обсуждать с ребёнком предстоящие изменения в жизни, а затем поддерживать его после переезда, тем больше снизите факторы неопределённости и значительно уменьшите влияние стресса на неокрепшую психику своего ребёнка.
Задавайте свои вопросы, консультируйтесь, если необходимо что-то прояснить для себя в этой теме. Если у вас в детстве был переезд, поделитесь, как он отразился на вашем характере и дальнейшей жизни.
© Анжелика Стражкова, 2022. Все права защищены. При использовании материала прямая ссылка обязательна.
Впервые опубликована на канале Дзен Пси беседка.
Автор: Стражкова Анжелика Николаевна
Психолог, Супервизор, Психосоматика Супервизия
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru