Наш автор Doc. K продолжает исследовать творчество наиболее ярких экспериментаторов из мира рока.
Джими Хендрикс
Непревзойденный гений электрической гитары, который оказал колоссальное влияние на рок-музыку. С момента выхода дебютного альбома «Are You Experienced?» в 1967 году до окончания земного пути музыканта прошло лишь три года. За этот срок Хендрикс перевернул с ног на голову рок-культуру и подход к игре на электрогитаре. Джими совершенно точно можно назвать революционером гитарного мастерства, ещё прижизненно его считали абсолютным феноменом. Важный момент заключается в том, что новаторство и яркий успех Джими, помимо безграничного таланта, зиждутся на сугубо технических моментах.
Во-первых, Джими был левшой, а в то время были только «праворукие» гитары. В связи с этим, музыкант был вынужден переворачивать гитару и переставлять струны в обратном порядке. Кстати, говорят, Джими мог играть как правой, так и левой рукой, но левой ему было комфортнее.
Ютуб-канал Jimi Hendrix
При использовании праворукой гитары звукосниматели становились реверсивными, что влияло на звучание, оно располагало к новым возможностям извлечения звука, чем Хендрикс и воспользовался.
Кроме того, переключатели звукоснимателей и рычаг тремоло были у музыканта прямо под рукой – так Джими органично вплетал в свою музыку неслыханные ранее эффекты. К этому же стоит добавить, что Джими обычно настраивал гитару на полтона ниже. Таким образом, музыкант выработал свой яркий, узнаваемый стиль игры на гитаре. Также, разумеется, имеет колоссальное значение врождённое стремление к безграничному творческому поиску, его интерес ко всему новому (мне кажется, что если бы Джими услышал современную музыку, он бы не «перевернулся в гробу», а с азартом предложил бы современным музыкантам «поджемить» вместе).
Помимо переосмысления непосредственно самого подхода к игре на электрогитаре, Джими активно стремился использовать новейшие на тот момент «примочки», в частности педаль «wah-wah», с которой его познакомил Френк Заппа. Кроме того, некоторые из педалей эффектов конструировались непосредственно для Джими. Музыкант обычно использовал эффект перегруза, задержки, реверберации, фузз, вибрато, эффект повышения октавы. Важно понимать, что Хендрикс не просто суммировал все указанные выше эффекты (в чем он также был одним из первых), – с их помощью музыкант заставлял звучать гитару как тонко настроенный инструмент прямого доступа к потоку сознания, ярким образам и ассоциациям. К примеру, в песне «A Merman I Should Turn to Be» можно погрузиться в тёмные океанические глубины, а вступление «House Burning Down» возводит перед глазами яркие и ненасытные языки пламени.
Не будем забывать и о том, что Джими много импровизировал и экспериментировал со звуком в студии: здесь интерес к созданию «коллажей» (видимо, это было заимствовано у того же Заппы), записи инструментов задом наперёд, наложение самых разных эффектов на вокал. Смелый, изобретательный, пытливый и безгранично талантливый Джими Хендрикс по сей день заслуженно остаётся одним из самых важных и влиятельных музыкантов прошлого столетия.
Ютуб-канал
Теги: #jimi_hendrix #rock #60’s #oldschool #guitar #experimental
Напомню, что в своё время у нас выходил обзор альбомов Хендрикса.
Дэвид Боуи
Следующего героя моего рассказа часто называют «хамелеоном рок-музыки» благодаря удивительной способности к мимикрии – тонко чувствовать внутренние тенденции к изменению музыкальных течений, органично под них подстраиваться, а иногда и порождать их. И всё это на протяжении всего творческого пути длиною в 50 лет.
В информационном пространстве о Дэвиде Боуи имеется достаточно материала, но на некоторых моментах мы остановимся отдельно по причине их важности для темы нашей статьи.
Экспериментальный подход в творчестве Боуи. В чем он заключаются?
Для начала следует обозначить хронологию. По моему мнению, наиболее высокая концентрация «экспериментов» в творчестве музыканта пришлась на 70-е годы прошлого столетия, поэтому вектор нашего внимания мы направим прямиком туда.
Golden years :)
Аппелируя к теме «экспериментов», следует начать с многочисленных альтер-эго Дэвида Боуи, под эгидой которых музыкант реализовывал свои идеи.
Многим знаком образ межгалактического странника Зигги Стардаста. Это андрогинный персонаж, бисексуальный и эпатажный. В совокупности с яркими театрализованными шоу феминный образ Боуи произвел в консервативной Англии большой культурный резонанс.
Ютуб-канал Mister Sussex
(Кстати, музыкант начал продвигать идею андрогинности ещё до рождения Зигги Стардаста. Вспомните альбом «The Man Who Sold the World»: на британской версии пластинки музыкант возлежит на кушетке в женском платье и в парике).
Эксперименты с имиджем связаны с желанием Боуи дистанцироваться от культуры хиппи, доминирующей в конце 60-х. И, разумеется, таким эпатажным и скандальным образом музыкант хотел привлечь внимание публики к своей персоне (чего он и не скрывал). Таким образом, Боуи на своём примере показал, что рок-музыка может быть также гламурной и сексуальной.
При оценке музыкального наследия Зигги Стардаста будет важно отметить, что альбом 1972 года «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» является эталоном глэм-рока и британского прото-панка.
Альбом «Aladdin Sane» (и одноимённое амплуа музыканта) 1973 года является логическим продолжением экспериментов с образом Зигги Стардаста как в плане внешнего вида так и в плане музыкального наполнения; на этой пластинке Боуи укрепляет свои позиции в жанре «глэм-рок». Обложка пластинки знакома даже тем, кто далёк от мира рок-музыки: это тот самый юноша с яркой причёской и молнией на лице. Обложка «Aladdin Sane» бесспорно одна из самых распространённых музыкальных обложек, для многих это прямая ассоциация с Боуи.
Далее эстафету образов перенимает Halloween Jack – отвязный рокер с яркой причёской и с пиратской повязкой на лице. Он такой же эксцентричный и эпатажный как Зигги, но отнюдь не инопланетянин и не мессия. Боуи представляет Джека как более приземлённого персонажа. Пускай и смертного, но реально крутого парня («real cool cat»). Джек появляется на альбоме «Diamond Dogs» в 1974 году, на заре панк-рок движения. Кстати, именно с этого альбома одна из самых популярных вещей Боуи: «Rebel Rebel».
Ютуб-канал TopPop
К началу 75 года Боуи понимал, что «сливки» с глэма и прото-панка он уже снял, и нужно искать новое течение, в которое он мог бы влиться. И он его нашёл. Новый, и, пожалуй, самый важный виток экспериментов Боуи связывают с новым его амплуа, которое общественность впервые лицезрела в 1975 году: Изнеможденный Белый Герцог (The Thin White Duke). Это элегантный, утончённый, холодный и эгоцентричный молодой мужчина.
Образ Герцога – единственный отрицательный персонаж Боуи. Амплуа оказалось губительным и болезненным для самого музыканта.
Герцог – это слияние музыканта с кинематографическим образом «человека, упавшего на землю» (Боуи в нем сыграл инопланетянина в человеческом облике) в совокупности с манией и паранойей вследствие приема неумеренных количеств наркотических средств. Он всерьез опасался, что сойдёт с ума. В этот период своей жизни Дэвид так злоупотреблял наркотическими веществами, что даже впоследствии не мог вспомнить, как записывал альбом «Station to Station». Возвращаясь к теме музыки, «Station to station» важен с той точки зрения, что именно здесь берут начало зачатки будущей «берлинской трилогии». Взяв за фундамент соул и фанк, Боуи старается разнообразить звучание пробными экспериментами с электронной музыкой.
Ютуб-канал Nacho Video
После «Station to Station» Дэвид Боуи буквально сбегает из Лос-Анджелеса от своей наркотической зависимости в путешествие по Европе вместе со своим другом Игги Попом. В конечном итоге музыканты остаются в Берлине. Там друзья вдохновляются популярными краут-рок коллективами (Neu!, Kraftwerk) и европейской культурой в целом.
Здесь вновь сработало то самое чутьё музыканта – он быстро понял, откуда «ветер дует». Боуи берет на вооружение европейскую вдумчивость и самобытность, дабы противопоставить ее американской поп-культуре. Он пишет музыку для легендарного альбома Игги Попа «The Idiot» . Альбом представляет немалую историческую ценность и революционность благодаря большому акценту на синтезаторах и электронных эффектах, нежели чем на гитарах. Важно еще, что большое внимание на альбоме уделено возведению отстраненной и «холодной» музыкальной атмосферы.
Ютуб-канал Old School Legacy
Эта атмосфера в дальнейшем займёт далеко не последнее место при становлении жанра пост-панк. Боуи в очередной раз «взял след» и после окончания работы над «The Idiot» приступает к работе к работе над своим альбомом «Low» (хотя и хронологически «Low» был выпущен раньше, но по факту он моложе, чем «The Idiot»). Таким образом, выходит, что «The Idiot» – если так можно выразиться, «нулевой» альбом той самой «Берлинской трилогии». Альбомы «Low» и «Heroes» музыкант выпустил в 1977 году. Ни для кого не секрет, что он работал вместе с Брайном Ино, а за звукорежиссуру отвечал Тони Висконти.
В рамках темы данной статьи нас больше заинтересует альбом «Low», ибо она весьма содержательна в плане экспериментов. Во-первых, звучание поддерживало атмосферу «The Idiot» – это значит, что акцент здесь сделан на синтезаторах и сэмплах («Electric Bloom»). Если прислушаться, то дорожек с синтезаторами достаточно много, эти электрические пласты выстроены в определенном иерархическом порядке дабы воссоздать более объемную атмосферу.
Кстати, так получилось из-за многократных наложений дорожек друг на друга, то есть музыка не записывалась сразу «вживую». Опять же, в рамках эксперимента, именно музыка на альбоме выдвинута на передний план, а не вокал. Атмосфера на альбоме причудливая и местами авангардная. Стоит упомянуть, что звук малого барабана был пропущен через новомодный в то время гармонайзер Eventide H910 и заставлял барабан звучать нетипично, словно его тоже заменили сэмплом. Еще кое-что для нашей экспериментальной рубрики: на одной стороне пластинки расположены песни с вокалом (не считая самой первой), а на другую помещены сугубо инструментальные композиции. Кроме всего вышесказанного, на альбоме Боуи впервые за много лет выступает от своего имени, не скрываясь за маской альтер-эго. На этой пластинке он пытается вновь стать собой, отыскать свое новое наполнение, подняться «со дна» («Low»).
Ютуб-канал Ian Matthews
Следующая пластинка, альбом «Heroes» – также весьма экспериментальный, но он не такой «сырой» как его предшественник; на нем музыканты ничего глобально нового не изобретали, а просто продолжили работать в избранном ими направлении. Большинство гитарных партий записал специально приглашенный из Англии гитарист Роберт Фрипп из King Crimson и наполнил альбом яркими и техничными гитарными риффами. Говорят, что музыкант приехал в Германию буквально на три дня и «с ходу» записал все гитарные партии, хотя и почти не был знаком с материалом, потому что на тот момент имелись только зарисовки будущих песен.
Ютуб-канал David Bowie
Третий альбом «Lodger» вышел в 1979 году. Эксперименты здесь заключались в том, что Боуи решил (очевидно, под влиянием Ино) наполнить его «мировой» этнической музыкой, вернее тем, как Боуи себе ее представлял. На альбоме использовались экспериментальные методы записи, которые заключались в том, что музыканты менялись инструментами, играли в обратном порядке и т.д. Также по предложению того же Ино музыканты использовали принцип, который заключался в выполнении инструкций, которые были написаны на карточках: «повтори два раза», «пропусти ход» и т.д. Кроме того, сам Боуи часто при написании песен черпал новые идеи необычным способом: открывал книгу на случайной странице и выбирал первую попавшуюся на глаза строчку. Так он буквально "конструировал" тексты песен. Заметим что, внедрение элементов этники разных народов в поп-музыку было достаточно популярно в 80-х.
Поэтому, не смотря на то, что «Lodger» многие исследователи считают более слабым альбомом по сравнению с двумя «старшими братьями», нельзя не признать его влияние на грядущие веяния музыкальной моды.
Резюмируя все вышесказанное, хочется добавить, что творчество Боуи специфично и многогранно, но при этом всегда узнаваемо. Разнообразия в его творчество также добавляет сотрудничество с самыми разными музыкантами. Работы музыканта насыщенны, сложны, глубоки и не лишены доли сумбурности. Дэвид Боуи гениально перерабатывал чужие идеи на свой лад и обладал удивительным творческим и деловым чутьем.
И, напоследок, хочется добавить, что эксперименты в искусстве, – это все же больше ниша андерграунда, а Боуи все же являлся поп-артистом в широком смысле этого слова. Тем не менее, появление Дэвида Боуи в данной статье закономерно и справедливо.
Теги: #bowie #ziggy #berlin #rock #70’s #experimental #electronic #ambient
Автор статьи - Doc. K
Предыдущие статьи автора: