Найти в Дзене

Ручные львы и путешествие железного гиганта

Сегодня, друзья, мы представляем вам заключительную часть музейных «львиных историй». Речь пойдёт о событии, произошедшем в городе Воткинске, который до 1937 года был частью Вятской губернии, затем Кировского края, а ныне является крупным промышленным центром Удмуртской Республики. На основе статьи А.П. Карпеевой, зав. научно-просветительским отделом МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска» История Воткинска тесно связана с историей железоделательного завода, основанного графом П.И. Шуваловым в 1757 году. Графу удалось собрать под крышей своего предприятия действительно лучших мастеровых со всей России. Любовь к своему делу и виртуозное мастерство передавались из поколения в поколение. Этот творческий подход нашёл отражение и в городском облике: дома, ворота, калитки, ограды, палисадники удивляют своим изяществом и почти не повторяются. На воротах старых домов Воткинска и сегодня можно увидеть необычные ручки в форме львов. Это прошедшее сквозь века напоминание о том, какой вклад ма

Сегодня, друзья, мы представляем вам заключительную часть музейных «львиных историй». Речь пойдёт о событии, произошедшем в городе Воткинске, который до 1937 года был частью Вятской губернии, затем Кировского края, а ныне является крупным промышленным центром Удмуртской Республики.

На основе статьи А.П. Карпеевой, зав. научно-просветительским отделом МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска»

История Воткинска тесно связана с историей железоделательного завода, основанного графом П.И. Шуваловым в 1757 году. Графу удалось собрать под крышей своего предприятия действительно лучших мастеровых со всей России. Любовь к своему делу и виртуозное мастерство передавались из поколения в поколение. Этот творческий подход нашёл отражение и в городском облике: дома, ворота, калитки, ограды, палисадники удивляют своим изяществом и почти не повторяются.

Дверная ручка в виде льва в экспозиции Воткинского музея
Дверная ручка в виде льва в экспозиции Воткинского музея

На воротах старых домов Воткинска и сегодня можно увидеть необычные ручки в форме львов. Это прошедшее сквозь века напоминание о том, какой вклад мастера из небольшого тогда городка внесли в строительство знаменитой Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

История строительства Петропавловского собора связана с именами многих известных архитекторов: возведением крепости руководил Иоганн Кирхенштейн, а перестроил в каменную Доменико Трезини. Закладка каменного собора состоялась в июне 1712 года. Идея возведения высокой колокольни принадлежала Петру Первому: устремлённый в небо шпиль высотой более 100 метров император считал символом утверждения России на невских берегах. Видимый издалека, он служил также ориентиром при подъезде к Петербургу, а колокольня стала важнейшей градостроительной доминантой.

-2

Первый шпиль, золочёный, увенчанный фигурой ангела, был сделан из дерева. За годы своего существования он неоднократно горел, его ремонтировали, достраивали, но он всё равно оставался главной реликвией города. И сам собор, и ангел с крыльями, вращающийся на высоте 120 метров - всё это составляло гордость Петербурга, в прямом и переносном смысле его вершину: на 20 метров выше купола Исаакиевского собора и на 50 метров выше шпиля Адмиралтейства. Поэтому можно понять всеобщее огорчение, когда выяснилось - после нескольких сильных ураганов шпиль вместе с ангелом стал достаточно сильно наклоняться и мог рухнуть в любой момент.

В 1856 году было принято решение заменить деревянный каркас шпиля на металлический. Встал вопрос - где заказывать железо. В России металл в качестве строительного материала стал применяться лишь в начале XIX века, при этом в основном ориентировались на импортных поставщиков. Вот и для шпиля императору Александру II предложили осуществить закупку в Англии. Но император неожиданно приказал «изготовить оное немедля на Камско-Воткинском заводе в количестве 2600 пудов». Дело в том, что ещё за 20 лет до этого, будучи цесаревичем, Александр побывал на Воткинском заводе и остался очень доволен его оснащением, а главное - мастерством рабочих.

Работа была невероятно сложной и трудоёмкой - производство 2600 пудов металла за несколько месяцев. Для шпиля требовалось изготовить несколько тысяч балок. Детали были настолько крупными, что их не получалось изготовить ни на одной из работавших на заводе машин. На заводе пришлось специально смонтировать новый стан - великан по сравнению с остальными.

Мастеровые трудились и днём, и ночью. За короткий срок изготовили комплектацию для всех 43 секций шпиля и 144 ступени лестницы, которая по проекту находилась внутри него. Каркас в высоту достигал 159 футов (48,5 м), основание шпиля было сделано в виде равностороннего восьмигранника.

Кстати, первоначальная задача Воткинского завода сводилась только к производству и доставке железа в столицу, а остальные работы должны были выполнять петербургские подрядчики. Но цены они «выкатили» такие, что власть приняла крайне мудрое решение: оказать честь рабочим из Воткинска произвести самолично установку шпиля в Санкт-Петербурге.

В столицу отправились 30 мастеров. Каркас разобрали и отправили вместе с сопровождающими на трёх баржах по рекам Вотка, Сива, Кама и Волга до Твери. Отбыли 2 мая, в Тверь прибыли 27го. Далее груз поехал по железной дороге.

Работы по установке шпиля продолжались 2 месяца под открытым небом, в тяжёлых погодных условиях — при сильном ветре и дожде, почти без отдыха. Некоторые из рабочих заболели и оказались в госпитале. Зато все работы обошлись российской казне почти вдвое дешевле предложений петербургских промышленников.

Справедливости ради стоит отметить, что мастера получили достойное вознаграждение и не только денежное. Так, мастерам Степану Пестереву и Михайле Пирожкову пожаловали медали «За усердие» на Станиславской ленте в петлицу, мастеру первой статьи Григорию Ивукову - серебряную медаль на шею. Остальным выдали по 15 рублей серебром — примерно годовой оклад!

А еще, как память о прекрасно выполненной работе, мастерам разрешили отметить свои дома в Воткинске миниатюрными копиями петербургских львов. Так сразу было видно, что в этом доме живёт прославленный мастер своего дела и его семья. А называли львов «ручными», потому что выполнены они были в виде дверных ручек в форме льва, держащего лапу на шаре. Изготавливали ручки из цветного металла - сплава меди и бронзы. Стоит отметить, что каждая из них уникальна: лев, вошедший в ее основу, имеет свое неповторимое выражение лица и даже свой характер.

Вот такая удивительная история завершает нашу «львиную» эпопею. А дальше вас ждут не менее увлекательные истории про историю. Подписывайтесь и оставайтесь с нами!