Найти тему

Спектакль «Война и мир». Минимализм и размышления о свободе

Почти 5 часов и абсолютно полный зал.

Минималистично-лаконичный дизайн декораций и костюмов для 1812 года и очень дозированное применение режиссерских приемов – только помогло Римасу Туминасу достигнуть высокого результата.

Во всяком случае, ощущение «качественности», «точности» каждого действия не покидает с самого начала спектакля.

-2

Премьера спектакля состоялась осенью 2021.

Все семейства, от Ростовых до Курагиных спорные и неоднозначные – поддерживают светское общение, говорят шаблонные фразы о великом, о судьбах мира, а на самом деле заняты решением своих мелких дел.

Молодежь выглядит более симпатично, но они еще так наивны и далеки от взрослой жизни: «Боря, поцелуйте мою куклу!»

Война в спектакле показана мало, о ней говорят, ее переживают, и она оказывает влияние на всех персонажей.

Разворачивающиеся трагические события войны 1812 неожиданно заставляют измениться каждого, со всех слетают какие-то ненужные слои, картина мира расширяется и уточняется, происходят озарения и даже появляется мудрость.

Сухой, жесткий, практически безэмоциональный Андрей Болконский, видя во всем несовершенство, идет на войну, чтобы убежать от реальной жизни.

Перед смертью он, наконец, понимает, как и ради чего стоило жить.

Пьер Безухов, полная противоположность Андрея – более живой, теплый, искренний, но манерный и чудаковатый.

Пьер любопытный исследователь и путешественник по жизни, который предпочитает устраняться из любых конфликтов.

Но по мере развития событий все больше становится готов к решительным действиям.

В заключительном философском монологе Пьер предстает зрелым человеком, которого преобразовали обстоятельства.

Война словно оказывает на него какое-то исцеляющее действие.

В психологии известен этот феномен – после Первой мировой войны было замечено, что нередки случаи полного выздоровления солдат, у которых ранее были диагностированы психические отклонения.

Понятно, что без собственного опыта человек не может познать себя и окружающую действительность.

Но обязательно ли нужно чтобы этот опыт был вызван такими разрушительными внешними событиями, как война?

К сожалению, никто не в силах изменить то, что от него не зависит, но каждый может принимать решения и действовать по-своему усмотрению в имеющихся условиях. Просто реагируя на события, проживая день за днем без действий, а значит и опыта, нет ни новых познаний, ни самой жизни.

Еще один ракурс, под которым можно посмотреть на спектакль – не разделять на плохое и хорошее, правильное-неправильное действия героев, а «слить» все воедино в одного человека. В нем может быть все: гордость, решительность, наивность, салонность, жажда жизни, и даже курагинская хитроумность. Вопрос не в том, что есть в человеке, а в том, что будет проявлено в том или другом случае.

Если следовать в этом направлении можно подойти к вопросам соответствия человека миру, мере его влияния на мир и его свободе.