Найти тему
Закрытая книга

Как писатели переизобретали фэнтези... Три раза

Оглавление

То, что «фентезя» медленно, но верно умирает — стало понятно уже через несколько лет после рождения «Властелина колец». И писатели стали искать способы «переизобрести» жанр... А если и не переизобрести, то хотя бы доработать. Для достижения уникальности, чтобы не выглядеть плагиатором.

Так что сегодня я предлагаю поговорить о том, что такое это ваше фэнтези, и как его пытались переизобретать.

Что нужно книге, чтобы вообще так называться?

Но перед тем, как я начну погружаться в историю — предлагаю разобраться, без чего фэнтези (любого рода) обойтись просто не может. Что отличает этот жанр от других?

Знакомьтесь, фэнтези обыкновенное.
Знакомьтесь, фэнтези обыкновенное.
  1. Магия. Краеугольный камень фэнтези как такового. Она должна быть, и она должна играть известную роль в сюжете.
  2. Пафос. Много пафоса. Очень много пафоса! Порой — настолько, что у молодого и талантливого автора штаны трескаются от натуги. Пафос должен быть, и его должно быть много. Если разговор — то глубокомысленный, если баталия — то эпическая (или выглядит таковой, даже если участвуют полторы калеки). Фитилек можно приглушить, но фэнтези без пафоса — не фэнтези:-)
  3. Элементы средневековья (или иных старых времён). Тоже обязательная черта, потому как без неё получится магический реализм. Это могут быть отдельные черты (те же «рода магов», уже всем оскомину набившие), но они должны быть.

Разобрались? Отлично. А теперь — по поджанрам, в хронологическом порядке их появления.

Тёмное фэнтези

Знакомьтесь, фэнтези тёмное
Знакомьтесь, фэнтези тёмное

Как ни странно, исторически первая попытка «переизобрести жанр». Тем более, что выглядит все просто: меняем плюсы на минусы, нагоняем чернухи и войля. Опционально — введение в сюжет «забытых аспектов» средневекового мира. Вроде рабства или крестьян, копающих дерьмо и одетых в «мешки с дырками».

Исторически, первую книгу, которую можно бесспорно отнести к этому жанру — написал Карл Эдвард Вагнер в далёком от нас 1975. И назвал «Кровавый камень»

Карл Эдвард Вагнер «Кровавый камень»

А пик развития (под)жанра, на мой взгляд, пришелся на девяностые и первую половину двухтысячных.

Вы знаете — время, когда по всему миру творилась лютейшая дичь. В такой весёлой обстановочке только депрессовать и оставалось...

Где место «лучшей книги в жанре тёмного фэнтези» однозначно и бесспорно занимает «Эльфийская трилогия» Андрэ Нортон.

Андрэ Нортон, Мерседес Лэки «Хроники Полукровки»

Ну и «Плоский мир» Пратчетта, но он, прямо скажем, на «пограничной полосе» между обычным и «тёмным» фэнтези.

После этого жанр ещё какое-то время эволюционировал — пока не превратился в бледную тень самого себя. Стандартизировался. Словом — с фэнтези тёмным произошло ровно то же самое, что и с обычным. Да, есть ещё хорошие, в меру оригинальные книги, как «песня льда и пламени» т-ща Мартина, но в остальном...

Городское фэнтези

Знакомьтесь, городское фэнтези
Знакомьтесь, городское фэнтези
И Лукьяненко сказал: а давайте зашарашим то же самое, но в более-менее современном мире? И оценили все идею эту. И так появились «Дозоры»...

Шутка. На самом деле первыми, кто поместил фэнтези в «узнаваемый город» были межавторский цикл «Borderland» (1985) и все тот же Пратчетт (1988). Но их город не был современным.

Эту инновацию — нам подарил «Гарри Поттер». А закрепили — таки да, «Дозоры», где действие окончательно перенесли в знакомые места.

Дозоры: Ночной Дозор. Дневной Дозор. Сумеречный Дозор — Сергей Лукьяненко | ЛитРес

И на этом... Эволюция городского фэнтези кончилась. В России его полностью заменил следующий жанр, да и за рубежом процесс, в общем-то, тоже идёт. Не будем тянуть.

«Боярское» фэнтези

Знакомьтесь, «боярское» фэнтези. Где в XXI веке такого вот мира подобное пусть и крайне редко (политика же), но может случиться. Потому что это не «дозоры», и каким-то «маскарадом» тут даже не пахнет. Естественное историческое сосуществование прогресса и магии.
Знакомьтесь, «боярское» фэнтези. Где в XXI веке такого вот мира подобное пусть и крайне редко (политика же), но может случиться. Потому что это не «дозоры», и каким-то «маскарадом» тут даже не пахнет. Естественное историческое сосуществование прогресса и магии.

И в этот раз — новый «революционный» жанр изобрели именно в России. Два товарища: Метельский и Ильин.

Владимир Ильин
Николай Метельский

Об этой истории я уже рассказывал в отдельной, старой, но не устаревшей статье, поэтому буду краток.

Этот жанр взял самое лучшее от «предков», и добавил своего. От классического фэнтези — магию и Пафос. От тёмного — брутальный реализм происходящего (но без чернухи). От городского — мир современного города (но маги уже ничего не таятся, а, наоборот, в массе своей им правят).

А своего — внёс логику происходящего (скорее всего, в мире-с-магией все бы так и развернулось), элегантное обоснование (не «обоснуй»!) махровейшему раннему средневековью... И столкновение магии с техникой.

«А у меня есть танк», сказал Максим. И все тут же прониклись серьёзностью момента.

И с тех пор — жанр начал победоносный марш по душам читателей. Вплоть до того, что на самом-самом пике популярности (год-два назад) им было забито 3/4 топов АТ и под половину топа «Литреса». Но что дальше?

А что дальше?

Уже и в этом жанре «изобретено всё, что можно было изобрести». Старый добрый трюк «если ничего не изобретается, просто добавь воды попаданца» — тоже израсходован, во всех трех поджанрах (ну и обычном фэнтези, само собой, вообще ещё в нулевые).

А жанр «боярки» — тоже идёт на спад. Медленно, но уверенно.

-5

Да, в этот раз Запад «в роли догоняющих», и литературные перспективы первыми исчерпали у нас. Но это не отменяет вопроса:Да, в этот раз Запад «в роли догоняющих», и литературные перспективы первыми исчерпали у нас. Но это не отменяет вопроса:

И... Что дальше-то?

Что ещё можно добавить и/или изменить в формуле фэнтези, чтобы вновь его оживить?

Скажу честно: не знаю. Но знаю, что изобретут. Потому как ещё с девяностых говорили, что «русское фэнтези всё», но потом сначала проникло «тёмное», потом «городское». Потом «к нам всё равно пришла подмога» в виде пресловутых попаданцев, разом удвоивших число сюжетов. Потом пришла «боярка».

Так что — поводов для пессимизма нет. И точка.

Post Scriptum

Да, я знаю, что поджанров было больше. Но, на мой взгляд, их все можно классифицировать как «под-поджанры» этих четырёх: классического, тёмного, городского и «боярского» фэнтези.

А на этом — всё.
Лайк, подписка, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)