Эксперты МАГАТЭ оценят ущерб, причиненный Киевом Запорожской атомной электростанции. По сообщению Минобороны России, 19 и 20 ноября, украинские националисты выпустили по АЭС более двадцати снарядов. Били прицельно из Марганца, с противоположной стороны Днепра из американских гаубиц M777. Удары пришлись на зоны, где хранится новое и отработавшее ядерное топливо. О последствиях подобных обстрелов и рассказал экс-начальник инспекции по надзору за ядерной и радиационной безопасностью объектов использования атомной энергии Госатомнадзора СССР, доктор технических наук, профессор Владимир Кузнецов.
— В результате ударов ВСУ был поврежден спецкорпус №2, а перед этим — спецкорпус №1, — говорит профессор Владимир Кузнецов. — Была пробита крыша здания, где хранится свежее ядерное топливо, хранятся радиоактивные отходы. Конкретной информации, что именно было повреждено, нет. Если было прямое попадание по сборкам, и они были разрушены, это приведет к незначительному изменению радиационного фона.
В спецкорпусе №2 находится хранилище радиоактивных отходов.
— Это отходы низкой и средней активности. После переработки на специальных установках их потом затаривают в 250-литровые бочки, которые напоминают те, в которых хранится дизельное топливо. Если снаряд попадет в хранилище радиоактивных отходов, это приведет к изменению радиационного фона, в какой степени — надо смотреть картограмму загрузки радиоактивных отходов в этом хранилище. Произойдет локальное загрязнение, но о выходе радиоактивности за пределы промплощадки станции, говорить не приходится.
— При ударах ВСУ были повреждены брызгальные бассейны, которые являются частью системы охлаждения ядерного реактора. Как это влияет на радиационную безопасность?
— Даже если будут повреждены отдельные карты брызгального бассейна, никакого выхода радиоактивности не произойдет. Брызгальные бассейны относятся к так называемому промежуточному контуру станции. Основное назначение данной системы — подача охлаждающей воды для отвода тепла от ответственных потребителей при работе энергоблока на мощности, штатном разогреве, расхолаживании и перегрузке топлива.
Блоки на Запорожской станции сейчас остановлены, идет их постоянное охлаждение, отвод остаточных тепловыделений. При повреждении какого-то участка брызгального бассейна каких-то негативных последствий я не жду.
По мнению доктора технических наук Кузнецова, самое уязвимое место на станции - это сухое хранилище отработавшего ядерного топлива. При массированных обстрелах 19 и 20 ноября боеприпасы разрывались рядом с этим хранилищем. Осколками была посечена защитная стена, которую по настоянию инженеров возвели совсем недавно.
— Чтобы защититься от ВСУ, которые располагаются на правом берегу Днепра, и обстреливают станцию, нужна стенка двухметровой толщины. Но и это не поможет. Артиллерийские системы стреляют по параболе. Снаряд может перелететь стенку и попасть прямиком в контейнеры с отработавшим ядерным топливом.
Это не сложная для противника цель, площадь хранилища относительно большая, контейнеры там стоят под открытым небом. Их там порядка 200 штук, в каждом — по 10 тонн отработавшего ядерного топлива. Если прилет придется в это хранилище — последствия будут очень серьезными.
Владимир Кузнецов считает, что, обстреливая Запорожскую АЭС, ВСУ преследует цель посеять панику, вогнать персонал станции в стрессовое состояние.
— Они не стреляют прямой наводкой по термооболочкам (пассивной системе безопасности энергетических ядерных реакторов. — Авт.). А наносят удары по технологическим зданиям, чтобы спровоцировать локальное радиационное загрязнение, создавая тем самым постоянную напряженность.
Профессор говорит, что нужно обратить пристальное внимание на персонал станции.
— Недавно задержали очередного наводчика. Инженер службы физической защиты Запорожской АЭС корректировал удары ВСУ по станции, контактируя со своим знакомым силовиком.
Мне интересно, почему по периметру станции не были установлены специальные глушилки мобильной связи? Ранее шли разговоры о том, что надо отнимать у персонала во время рабочих смен мобильные телефоны. Предлагалось всех работников пропустить через детектор лжи. Ничего этого сделано не было. Выжидательная позиция здесь неуместна.
Между тем, работники станции сообщают, что украинский «Энергоатом» обещает надбавки тем, кто уволится с ЗАЭС, когда Украина якобы вернется в «Энергодар».
— Мне кажется, что того, кого выгнали со станции, надо депортировать на территорию, подконтрольную Украине. Нечего ему здесь находиться, это же «троянский конь», который в любой момент сдаст и подставит. Надо приглашать на работу специалистов с российских атомных станций, проводить ротацию персонала.
Пока радиационная обстановка на станции остается в норме. Но, по мнению профессора Кузнецова, удары по станции будут продолжаться, пока ВСУ не попадет по чему-нибудь основательно. Западные кураторы им этого не запрещают.
На станции постоянно находятся четыре наблюдателя от МАГАТЭ, они фиксируют обстрелы, но откуда прилетают снаряды по АЭС, в упор «не видят».
— Сейчас Южная Корея для этих четырех инспекторов, которые находятся на станции в качестве наблюдателей, собирается за 800 тысяч долларов поставить четыре броневика. Не исключено, что ВСУ попадут по одной из этих бронемашин, обвинив в гибели инспекторов МАГАТЭ Россию. Украинские националисты пойдут сейчас на любые провокации.
Автор: Светлана Самоделова