Операция «Люцифер». Россия, 1993. Режиссер и сценарист Николай Стамбула. Актеры: Михаил Жигалов, Сергей Гармаш, Юрий Голованов, Алина Таркинская, Александр Казаков, Владимир Нисков, Евгений Сидихин, Галина Свиридова, Валерия Макринская, Виктор Степанов, Владимир Кашпур и др.
Фильм «Операция «Люцифер» поставлен с ясно ощутимыми намерениями — состричь побольше купонов со слухов, в геометрической прогрессии расплодившихся вокруг загадочной смерти певца, поэта и актера Игоря Талькова.
Режиссер предлагает собственную версию этой гибели — дескать, в его убийстве замешаны не завистливые конкуренты, не мафия, а потусторонние силы. Те самые дьявольские силы, что теперь (по сюжету фильма Николая Стамбулы) хотят убить артиста, исполняющего роль Талькова в некой ленте некого хмурого постановщика.
Сюда же приплюсована обошедшая страницы чуть ли не всех отечественных газет история o женщине, похоронившей мужа вместе с лотерейным билетом, выигравшим «Волгу». Разбавлено сие действо эротическими сценами в бассейне и вне оного. Словом, спекуляция чистой воды.
Впрочем, кто его знает, обладай режиссер талантом создателя мистического триллера «Сердце ангела» Паркера, быть может, даже из «Операции «Люцифер» вышло бы нечто художественное...
Александр Федоров, киновед
Опыт бреда любовного очарования. СССР, 1991. Режиссер и сценарист Валерий Огородников. Актеры: Мария Пыренкова, Сергей Афанасьев, Александр Романцов, Александр Воробьёв, Светлана Гайтан, Алексей Зубарев, Адольф Кляйс, Татьяна Лютаева и др.
Психиатрическая лечебница начала 1990-х. Обшарпанные стены, выкрашенные в уныло-казенные цвета полузатопленные подвалы. Белые халаты врачей и причудливые одежды пациентов. Весьма многочисленные, но маловразумительные для зрителей с более или менее стабильной нервной системой диалоги. Эту философскую притчу Валерий Огородников, похоже, снимал по отдаленным мотивам «Гамлета» и «Ромео и Джульетты»...
Актеров в фильме занято много, но запоминается игра лишь одного — А.Романцова, убедительно предстающего на экране в роли главного врача психбольницы: полудьявола, полусадиста, получающего колоссальное наслаждение от власти над беспомощными людьми с роковым клеймом душевно неполноценных.
Лавры Милоша Формана, по-видимому, не дают сценаристу и постановщику «Опыта бреда любовного очарования» спать спокойно. Во «Взломщике» В. Огородников пытался снять свой вариант «Конкурса». В «Опыте...» фантазирует на тему «Полета над гнездом кукушки».
Психиатрическая лечебница, как рафинированная модель тоталитарного государства, где подавляется любое проявление инакомыслия и человеческой индивидуальности, бесспорно, неплохой материал для создания мрачных притч, патологических видений и шоковых сцен. Однако на фильме В. Огородникова, на мой взгляд, лежит отчетливая печать унылого эпигонства в его крайнем, вызывающе антизрительском варианте.
Жаль, что в отличие от «Бумажных глаз Пришвина» В. Огородников не снял в «Опыте бреда...» наших талантливых кинокритиков и киноведов (или снял где-то на заднем плане, да я не углядел). Некому будет написать рецензию, рожденную непосредственно на съемочной площадке: ведь изнутри процесс всегда кажется более увлекательным.
Один из участников «Бумажных глаз...» сказал мне в приватной беседе, что фильм этот получился бы абсолютным шедевром, кабы режиссер решился подсократить его минут на сорок. Не знаю, как насчет «...Пришвина», но «Опыт бреда любовного очарования», по-моему, в сокращениях абсолютно не нуждается. Урезанные (или добавленные) метры пленки, думается, ничуть не отразятся как на художественном, так и на кассовом результате.
Александр Федоров, киновед