Многие постоянные читатели наверняка заметили, что болгарская газета "Факти" является частым гостем в данном блоге. Причин тому две. Там очень активные комментаторы и здесь публикуются политические новости буквально о всех странах мира, которые порой даже не встретить в местной прессе. Собственно, с одной из таких публикаций и хочу вас сегодня познакомить.
Ниже представлен краткий перевод статьи Бекира Ильхана - аспиранта политологии факультета общественных и международных отношений Университета Цинциннати, США "Никоя друга голяма сила не може да се мери със САЩ", которая была опубликована на болгарском сайте.
Сразу после распада СССР в академических и политических кругах Запада стали популярны дебаты об однополярном мире. Однополярная модель относится к материальному превосходству сверхдержавы, измеряемому такими показателями, как военная мощь, экономические ресурсы и технологические возможности. Пик споров пришелся на 1990-е годы. Одни спорили о стабильности однополярной модели, другие сосредоточились на долговечности такой международной системы.
Поскольку Соединенные Штаты стали единственной сверхдержавой после 1991 года, их стратегическое поведение стало ключом к осмыслению однополярной политики. Первоначально мир с оптимизмом смотрел на перспективы мира после падения Берлинской стены и Советского Союза.
Однако в последние годы как в западных, так и в незападных академических кругах часто утверждалось, что международная система больше не является однополярной. Сторонники этой точки зрения утверждают, что мир стал многополярным порядком, в котором другие крупные державы, особенно Россия и Китай, получили большее влияние в международной политике.
Ложное обещание американской жесткой экономии
Со времени второго срока Обамы США постепенно отказываются от своей роли мирового лидера. Это не стратегия изоляционизма в строгом смысле этого слова, а стратегия ухода. Она предлагает, чтобы США не были «мировым полицейским».
Однако стратегия сокращения привела к вакууму власти в различных регионах. Крупные державы, такие как Россия и Китай, попытались заполнить геополитические пробелы после того, как США сократили свои обязательства в различных регионах. США также попросили своих союзников взять на себя больше ответственности за решение своих проблем безопасности. Большая ответственность влечет за собой больший экономический и политический вес. Большинство союзников США не были готовы действовать в одиночку.
Однако представляется, что Россия и Китай не являются равными конкурентами США. Российскую армию часто называют второй по величине силой. Хотя у России имеется значительный ядерный арсенал, ошибка в Европе поставила под вопрос ее обычные силы. Китай, с другой стороны, продолжает развиваться экономически. Даже если ВВП Китая превышает ВВП США, Китаю еще предстоит пройти долгий путь, чтобы догнать США.
Многополярность, но когда и как?
Ожидается, что по мере того, как Китай наращивает свою силу, то это приведет мир к «ядерной многополярности». В последней Стратегии национальной безопасности США говорится, что это самая серьезная угроза, с которой США столкнутся к 2030 году. Только при этом условии США придется сдерживать одновременно две ядерные державы. Это будет беспрецедентный стратегический баланс.
США снова в игре?
После борьбы с всеобщей изоляцией в первый год своего пребывания в должности администрация Байдена всё активнее занимается мировыми делами. Речь Байдена «Америка вернулась» сигнализирует о переменах в системе национальной безопасности Америки.
Кроме того, визит Нэнси Пелоси на Тайвань в августе 2022 г. подтвердил, хотя и неофициально, политику США в отношении стратегической двусмысленности. Недавнее амбициозное постановление администрации Байдена о экспертной оценке, направленное на китайскую полупроводниковую промышленность, кажется началом более агрессивной экономической конкуренции, если еще не нанесло решающий удар по китайской экономике.
В заключение следует отметить, что иллюзия многополярного мира обусловлена американским стратегическим выбором, а не самой системой (то есть распределением власти). Международная система остается однополярной. Однополярная модель не означает, что США правят миром. Однако это означает, что никакая другая крупная держава не может сравниться с США по материальным возможностям. В последние годы США добровольно отказались от роли мирового жандарма, породив иллюзию многополярности.