«О чём я только думал, когда покупал это?» – эта мысль периодически возникает у многих людей. Бесполезные предметы интерьера, супермодные очки, стикеры в социальных сетях или новая модель айфона. Ради них влезают в долги и кредиты. Каждый из нас хоть раз в жизни покупал что-то по необъяснимому импульсу и после этого жалел. Бывают объективные причины покупок и без всякой рекламы. Так, например, осенью мы с большей вероятностью купим зонт или резиновые сапоги, а зимой — теплую шапку. Спрос рождает предложение. Даже когда в действительности никакого «спроса» нет, деньги безвозвратно теряются. Что с этим делать? Попробуем разобраться.
На самом деле спрос рождал предложение в обществе раннего капитализма. Тогда производители товаров гнались за потребностями клиентов, по-другому заработать тогда было невозможно. Так продолжалось до создания разветвлённых коммуникационных сетей: радио, телевещание, а позже и интернет.
Тогда предприимчивые господа смекнули, как можно грамотно использовать инструменты продвижения, чтобы контролировать спрос. Причём совершенно разными способами. Одни начали забрасывать рекламных агентов деньгами, чтобы те на всех углах рассказывали про замечательный товар, который должен быть дома у каждого. Другие пошли более интересными путями.
Так, например, известно, что табачное лобби спонсировало фильм про Джеймса Бонда. Там, после очередной победы над мировым злом, агент 007 крупным планом показывал упаковку вполне конкретных сигарет в камеру и делал затяжку, (курение вредит вашему здоровью). В итоге повысились продажи именно этой марки сигарет. Это называется нативной рекламой или, как говорят журналисты, «джинса». Среди кумиров молодого поколения каждый первый замечен за такой ненавязчивой рекламой чего угодно – от марки пылесоса до политической структуры.
Реклама стала основным инструментом формирования потребительского сознания. Предложение стало формировать спрос. Это происходит и при покупке базовых товаров, и в других сферах жизни. Именно через такие инструменты рекламы раскручиваются популярные артисты, медийные личности и даже политики. Стоит вспомнить пример Владимира Зеленского, которому для получения президентского кресла послужила главная роль в сериале «Слуга народа». Многие люди ассоциировали Владимира с героем сериала, и это накинуло ему рейтинг.
В различных социальных сетях за популярность того или иного человека отвечает алгоритм, который может сделать человека популярным или же спустить на дно. Такой принцип «информационного пузыря» активно используется многими компаниями для удержания клиентов и рекламы потенциально подходящих для них товаров. Побуждение человека к покупке происходит по-разному. О некоторых товарах достаточно просто заявить, что «они популярны», и тогда их мнимая популярность станет реальной. Другие товары выставляются статусными и «необходимыми для каждого уважающего себя человека» или рекомендуются любимым блогером. Методик продвижения существует уйма. К каждой аудитории можно найти свой подход и заставить её купить то, что ей, в общем-то, и не нужно.
Вдобавок, для многих не очевидно, что рекламу в конечном счёте оплачивает сам потребитель. Стоимость рекламы включена в стоимость товаров. Есть небольшой иллюстративный пример, который это доказывает. Вот, человек продаёт шарики. Что бы их продать, их нужно произвести. Допустим, стоимость создания шарика – 1 рубль. Продавать будем за 2 рубля. И вот мы произвели 100 шариков за 100 рублей, но покупать их никто не хочет. Что же делать? Мы закупаем рекламу, чтобы про наши шарики узнали по всей стране. Тратим на это целых 300 рублей. Все думают, что наши шарики производятся из лучшей резины, и их покупают звезды шоу-бизнеса. Но продавать их по 2 рубля уже не рентабельно, ведь тогда при продаже 100 шариков мы получим всего 200 рублей и разоримся. Тогда мы повышаем цену до 5-10 рублей за шарик, и вот они уже раскупаются и приносят нам прибыль.
То есть, качество продукта не изменилось, однако для конечного потребителя товар стал стоить в несколько раз дороже. Так и работает реклама, которой в современном мире стало слишком много. Дабы не попадаться в ловушку рекламы, необходимо всегда задавать вопрос - «Действительно ли мне это надо?». Так же не лишним будет всегда сравнивать схожие товары, смотреть на производителя и перестать слушать любимых актёров, политиков и блогеров. Им заплатили, причём из вашего кармана.
Есть реклама, которая призывает человека испытать удачу — словом, поиграть в русскую рулетку. Он ставит на кон сначала 500 рублей, потом 1000, 5000 и так далее. Где большие деньги, там большие риски — здесь-то и начинается русская рулетка. Либо человек испытывает судьбу и выигрывает, либо остается ни с чем, влезает в долги и кредиты. Государство должно защищать людей от такой рекламы, но оно буржуазное и тоже имеет свой интерес в таких заведениях. По их мнению, человек сам опростоволосился, раз повелся на такую рекламу. К тому же внешние обстоятельства подталкивают обычного рабочего испытать удачу, особенно во время кризисов.
Дабы избежать сверхпокупок, о которых вы будете жалеть, лучше воспользоваться правилом «семь раз подумай, один раз купи». Время нестабильное, а не обдуманные покупки в любом случае ударят по вашему и без того худому кошельку.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429
#фотон #покупки #общество #маркетинг #рынок #капитализм