В начале лета я писала, что мой младший сын поступил в музыкальную школу: как мы готовились и как все прошло. Недавно закончилась первая четверть первого класса, поэтому можно уже рассказать о том, как нам живется в музыкалке.
Скажу сразу, мой самый большой страх был - теория. Конкретно - сольфеджио. И нет. Это был МОЙ страх, а ребенку теория, прошу прощения за сленг, "зашла", даже не смотря на то, что учительница у него - ого-го, какая строгая и требовательная, многие дети ее боятся. Почему моему не так сложно на этом предмете?
Первое - он старше других. На вокал в нашей школе поступают не раньше девяти лет. Логично, что программа будет осваиваться легче девятилетним ребенком, чем семилетним. И второе - все-таки хороший слух очень выручает. Кошмар моего обучения - диктанты по сольфеджио - сыну писать интересно. Потому что получается.
Про "слушание музыки" вообще молчу - ребенок это считает не уроком, а развлечением.
Теперь про специальность. Что удивило и поразило. Во-первых, очень и очень трепетное отношение педагогов к голосу и к здоровью ученика. "Скрипку или фортепиано можно купить новое, а вот голос - один. Его нужно беречь" - если ребенок простыл или чувствует дискомфорт в горле, урок отменяется без каких-либо санкций. Наоборот, педагог несколько раз потом переспросит - точно ребенок выздоровел? Или еще дать день на восстановление? Честно - первый раз я встречаю такое, чтобы для педагога здоровье ребенка было важнее дисциплины. Это, я считаю, огромный плюс.
Второе. Такое тоже для меня необычно. У нашего педагога нет деления - это первоклассники, это второклассники и т.д. У нее есть КЛАСС. Это все ее ученики - от малышей до выпускников. И они общаются между собой. Многие дружат. Есть совместные проекты, ансамбли. Не знаю, интересно ли это старшим ученикам, но для начинающих это, безусловно, очень полезно. "Тусовка", круг общения, возможность учиться не только на своих уроках, но и слушая других. Когда училась я, максимум, видела того. кто занимается передо мной и того, кто приходит после меня. Никакого общения, никакого "обмена опытом".
Третий момент. Я этого не знала наверняка, скорее, это было интуитивное желание. Мне казалось, что ребенку просто необходима возможность выхода на сцену, на публику. Одно дело - что-то учить в классе, а другое - видеть результат всего этого. Концерт. Зрители. "Это как контрольная," - объяснил мне ребенок. Разница только в том. что контрольная - это что-то страшное и нервное, а концерт - это для удовольствия.
И вот так получилось, что за прошлый, да и позапрошлый год, у сына практически не было возможности где-то выступить. С огромным трудом я находила возможность спеть на сцене - один-два раза в год. И на этом всё. Конечно, этого было мало. Я видела, как из-за этого потихоньку теряется мотивация - занимаюсь-занимаюсь и... что?.. Для себя можно и дома петь, не обязательно куда-то ходить.
Теперь - совсем другой коленкор. Прошлая неделя у нас была крайне насыщенной: ЧЕТЫРЕ концерта, в которых сын принимал участие. Четыре за неделю, причем, два из них - в один день. Причем, в этих двух сначала он концерт завершал (последний номер), а во втором - открывал (первый номер).
Что заметил ребенок? Что ему это очень нравится. Он видит результат, и это его мотивирует к дальнейшим занятиям. Что заметила я. Даже при том, что у него абсолютно нет страха сцены а есть здоровая наглость - за эти четыре выхода он стал гораздо увереннее себя чувствовать. Да, вот так - прямо на глазах. Причем, это касается как телесных зажимов, так, собственно, и вокала - от исполнения "точно по нотам" до "пения в образе". Всего лишь за четыре выхода на сцену! Да, я это подозревала, но одно дело - предполагать, и, совсем другое - видеть и слышать.
Как пойдет дальше - загадывать, конечно, не буду. Пока могу сказать только одно:
Вторая четверть. Полет нормальный!