Найти тему
Я ОСОБЕННЫЙ

"Спасти хотя бы одну жизнь - такая цель у нашей семьи". Как особенная мама из Ревды делает мир лучше

–Женька, давай курочек загоняй и пойдем кормить уток, – громко обращается к сыну Ирина Пахнутова. Мы стоим в полутемном помещении, укутанные в дачную одежду. Для наших героев ежедневный выезд в сад – обычное дело. Здесь они уже несколько лет строят большой дом, где мечтают собираться всей семьей. А еще заботятся о большой команде братьев меньших: кроликах, уточках, кошечках и собаке. 

Ирина Пахнутова - любящая многодетная мама, активист в своём городе, монтессори-педагог. Уже 10 лет она воспитывает приёмного особенного сына Женю. У мальчика не все получается в школе, но он одарен музыкально и успешно осваивает несколько инструментов.
Ирина Пахнутова - любящая многодетная мама, активист в своём городе, монтессори-педагог. Уже 10 лет она воспитывает приёмного особенного сына Женю. У мальчика не все получается в школе, но он одарен музыкально и успешно осваивает несколько инструментов.

Сын Ирины послушно гонит петушка и свиту кур в загон, где их ждет ужин и свежая вода. Женщина идет дальше – менять воду кроликам. Напоследок Женя не забывает заглянуть и к своему любимому питомцу – нежно-розовой упитанной хрюшке. Ее от пернатых отделяет деревянная стенка. Свинка прячется под оградку, ложится на бок, точно верный пес, и с огромной радостью ожидает, когда маленький хозяин возьмется чесать ей пузо. Мальчик с лаской говорит ей добрые слова и гладит любимицу по животу.

-2

-3

 

-4

–Я Женьку стараюсь приучать к труду. Чтобы он понимал: чтобы что-то получить, надо что-то делать. Есть у сына такая особенность: невнимательность, забывчивость. Он долго не мог понять, почему в школу нужно ходить в форме, если не проконтролирую, мог собраться и в спортивных брюках. А сейчас обязательную форму ввели, и ему так хорошо: привыкать не надо. В общем, стараемся его подталкивать к самостоятельности постепенно, – делится Ирина. Она, румяная от мороза, в русском платке, обводит взглядом клетки с кроликами и засыпает порцию сена. Прибегает Женька и помогает установить и наполнить для ушастых питьевые бутылочки. 

-5

Вообще Ирина вместе с мужем воспитывает троих детей. Старшая Люба (22 года) учится на учителя иностранных языков, параллельно проходит курс по прикладному анализу поведения (ABA-терапия), чтобы в будущем, как мама, помогать особенным детям. Средняя Люся (17 лет) осваивает кулинарное ремесло в колледже. Обе девушки увлекаются музыкой – поют, играют на фортепиано. 

Улыбчивый кареглазый Женя появился у Пахнутовых 10 лет назад, когда семья решилась на важный поступок – взять ребенка из детдома. 

-6

–У супруга философия была такая: «Судьба человека для государства – капля в море. А ведь жизнь – это огромная ценность! Говорит, давай хотя бы немножко поможем этому миру?», – вспоминает Ирина. – Так мы отправились на специальные родительские курсы, оформили все документы и решили усыновить ребенка. Мы к этому осознано шли, я сама с 2003 работала в детском саду. 

Процедура усыновления проходила для Пахнутовых непросто. После курсов и проверок им нужно было самим найти ребенка в течение месяца. 

–Соцполитика у нас работает плохо, ничего не добьешься. Я сама позвонила знакомой, работающей в местном детдоме, выяснила, что там есть два кандидата. Так мы пришли знакомиться с Женей, – говорит Ирина. – Нам он понравился, через неделю соцполитика выдала документы, что с их стороны претензии нет. Мы пришли в детдом. И тут заведующая говорит: «А зачем вы хотите забрать мальчика? Он вообще-то на реабилитации». Я спрашиваю: «На какой? Покажите документы». Заведующая не давала их в руки: «Задавайте вопросы, а я буду смотреть в карточку и отвечать!». Оказалось, что накануне ребенку сделали операцию – он родился с атрезией ануса. У Жени была инвалидность, а нам даже никто не сказал! Но мы не испугались. 

Ирина,Женя и старшая дочь Люба.
Ирина,Женя и старшая дочь Люба.

Далее последовало еще одно препятствие. Пахнутовым объяснили: «Если вы оформите опекунство, можете ребенка хоть завтра забирать. Если собираетесь усыновить, нужно полгода ходить к ребенку на прогулки. Кроме того, он должен полностью обследоваться в областной больнице». 

–Мы никуда не торопились, решили, что лучше, конечно, провести обследования, – вспоминает Ирина. – В итоге, когда мы изъявили желание пойти по второму пути, директор детдома стала возмущаться и отговаривать! Мол, чтобы везти и обследовать ребенка в Екатеринбург, нужен ресурс – машина, медсестра. Дет.дом себе такого позволить не может, нет денег! Мы разругались, но в итоге настояли на своем. Ходили гулять с Женей (ему тогда было три года), брали девчонок наших с собой. Так он стал частью нашей семьи. Его особенности нас не напрягали, мы любим Женьку таким, какой он есть. 

-8

Здоровьем сына Ирина занялась тщательно. С 2009 года они с мужем открыли свой детский сад. Мальчик всегда был под присмотром. Родители заметили, что ребенок был маленьким с самого начала, дальше его физическое развитие тоже сильно отставало: «Мы взяли его в 3 года, а выглядел он на 1,5 года. Когда ему было 5 лет, он выглядел, как в 2,5 года. Отчасти мы это связываем с тем, что из-за своей физиологической особенности, он очень мало ел. Вообще непонятно, как он жил, если операцию ему сделали только в 2,5 года!». Источником аномалии Ирина считает асоциальный образ жизни биологической мамы малыша. Ребенка изъяли в 8 месяцев. 

Проблемы социального плана у Жени начались в школе. Дети дразнили его из-за того, что он был не похож на родителей: «Первое время я показывала Жене фотографию двоюродного брата. Он, правда, совсем другой, я – светленькая, а он смуглый». Во втором классе, по воспоминаниям Ирины, тревогу вызвало то, что Женя перестал взрослеть в плане самоорганизации. 

-9

–Когда мы только забрали сына, я начала анализировать: могут ли появляться еще какие-то особенности, раз сам плод сформировался не так, как нужно? Мы наблюдали за ребенком внимательно, делали разные анализы, – делится Ирина. 

После МРТ врачи заключили: «У ребенка не совсем корректно развивается правая часть головы. От этого снижен слух, не развиты лобные пазухи, а именно они отвечают у человека за самоконтроль». 

Ирина не опустила руки и начала упорно заниматься с Женей. В частности, ей очень нравится методика Монтессори. 

В 4 года родители отдали Женю на детские музыкальные занятия. Он осваивал фортепиано. Сейчас мальчик учится по классу аккордеона и постоянно участвует в конкурсах, играет в народном оркестре,мечтает освоить флейту.
В 4 года родители отдали Женю на детские музыкальные занятия. Он осваивал фортепиано. Сейчас мальчик учится по классу аккордеона и постоянно участвует в конкурсах, играет в народном оркестре,мечтает освоить флейту.

Посмотрите,как Женя играет на аккордеоне!

–Ирина, почему вы решили создать именно Монтессори-садик и вообще заниматься по этой методике? 

Монтессори – это сплетение определенной философии, оборудования и формы занятий. Во-первых, меня вдохновила сама история. Мария Монтессори, основательница методики, одна из первых женщин-педагогов, которые произвела настоящий прогресс в воспитании детей. Она поступила в медицинский университет, что уже было прогрессивным и вопиющим для ее времени. Ей «на изучение» отдали очень сложных детей. Она стала наблюдать за ними и увидела закономерности: в каждый период взросления ребенок тянется к определенному виду игры, познанию мира. Грубо говоря, в этой методике выделилось несколько определенных направлений взаимодействия: сортировка, сопоставление, манипуляция предметами. Если следовать за ребенком, давая ему выбор, можно понять, что малышу реально нужно для развития.

Одна из главенствующих основ у Монтессори – свобода. Но свобода разумная. Она должна быть такой, что ребенок способен отвечать за свои поступки: «Ты можешь делать все то, что не навредит другому». Методика Монтессори мне, как педагогу, помогает найти ключ к пониманию разных детей – я смотрю, к чему тянется ребенок, какие сенсорные ощущения ему ближе. Как только ему становится интересно, начинается магия – настоящая работа внутри самого ребенка, ненасильственная. Каждого малыша «зацепляет» что-то свое, и как только мы это обнаружили, можно формировать самодисциплину, организованность. 

–Педагог обычно – профессия по призванию. Вы с детства мечтали о педагогике?

–Нет. Я по первому образованию инженер-химик, по второму – воспитатель дошкольного образования. Потом училась в магистратуре, закончила много дополнительных курсов. В педагогику попала случайно. У старшей дочери была проблема с садиком, ей там не нравилось. Наша знакомая как раз решила открыть детсад по направлению Монтессори. Меня туда позвать работать, переучилась. Набралась опыта, через 6 лет открыла свой детсад. Он закрылся в этом году. Причина – огромная демографическая яма. Детей просто нет. Здорово, что появилась возможность работать в фонде и «Спектруме», особенных детей в области очень много, им всем нужна поддержка разных педагогов. 

–С какими особенностями у детей вы сейчас работаете? 

–Детки у меня самые разные! Есть ребенок с плохим слухом. Есть с плохим зрением. С ДЦП, с умственной отсталостью, с синдромом Якобсона. Самое интересное – мальчик-аутист. Это такая категория, успехам в которой радуешься больше всего. 

–Почему вам больше интересен ребенок с РАС? 

–Еще пару месяцев назад он не хотел долго взаимодействовать со мной. Сейчас открывает дверь, протягивает руку.

Спокойно выдерживает час занятий. Конечно, приятно, когда удается понять, как работать с таким ребенком! 

Вместе с другими активными мамами Ирина продолжает выбивать льготы для детей с инвалидностью, борется на создание в городе детских площадок и установки общественных туалетов. Женщина уже дважды баллотировалась в Городскую Думу. Последний раз, в 2020, ей не хватило всего 15 голосов. Свою предвыборную программу она описывает так: «Создание комфортных городских условий. Таких, чтобы Ревде было удобно жить в будущем, нашим детям».
Вместе с другими активными мамами Ирина продолжает выбивать льготы для детей с инвалидностью, борется на создание в городе детских площадок и установки общественных туалетов. Женщина уже дважды баллотировалась в Городскую Думу. Последний раз, в 2020, ей не хватило всего 15 голосов. Свою предвыборную программу она описывает так: «Создание комфортных городских условий. Таких, чтобы Ревде было удобно жить в будущем, нашим детям».

–Как вам удается быть активной и успешной в работе и дома? 

–Дело опыта. Было время, когда мне казалось, что работа – это и есть дом. А домой я, по факту, как на работу бегала: там тоже ведь большая эмоциональная нагрузка – разрешить проблемы собственных детей, мужа выслушать-накормить. Со временем я научилась контролировать свою энергию, уравновешивать эмоции. Дети, как и взрослые, бывают, сильно могут истощают. Сейчас у нас в семье подключалась трудотерапия. Мы уже 7 лет вместе с мужем строим дом. Знаете, в какое-то время к земле начало тянуть. Смеемся: иногда в выходные работаем больше, чем в будни! Параллельно развели хозяйство. Все время кого-то спасаем: то кошка к нам прибьется, то собаку из приюта возьмем. Так даже деревья пришлось выручать! По всей улице на даче вырубили, а мы быстро забор поставили и несколько сосен не дали срубить. Так и живем. 

Текст и фото: Галина Соловьева

#особенныедети #особенныйребенок #РАс #сдвг #особенныйпедагог #особеннаямама #зпрр #зпр #развитиеребенка