Святая Церковь сегодня празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
«…Именуется он "Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных", потому что Архангел Михаил был вождем этих верных Богу ангелов.
О существовании ангельского мира мы знаем из Священного Писания, и знаем, что он создан Богом еще до сотворения видимого мира и человека. Знаем, что число ангелов неисчислимо велико и что Премудрость Божия учредила удивительный порядок в этом небесном воинстве, создав ангельскую иерархию, разделив всех ангелов на девять чинов по три чина в иерархии, подчинив низшие чины высшим.
Ангелы отличаются друг от друга как просвещенностью, так и различной степенью благодати.
Высшую иерархию непосредственно близко стоящих к Богу составляют ангелы, носящие имена: серафимы, херувимы и престолы. Серафимы соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовию к Богу, и возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим – значит "пламенный".
Херувимы имеют полноту ведения и обилие премудрости. Они озарены обильными лучами Света Божия. Им дано знать все в той степени, в какой могут познавать созданные существа.
Престолы – это ангелы, которые столь возвышены и столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и через них проявляет Свое правосудие.
Вторая, средняя иерархия состоит из ангелов, носящих имена: господства, силы и власти. Ангелы господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всякого искушения, а также повелевают теми злыми духами, которые поклялись погубить человека. Силы – это ангелы, исполненные Божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает свои чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса. Власти – ангелы, имеющие власть укрощать власть бесовскую, отражать вражии искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.
Третья, низшая иерархия тоже включает в себя три чина: начала, архангелы и ангелы. Начала – чин ангелов, которым поручено управлять вселенной, охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Эти ангелы – народоправители. Их достоинство выше, чем у ангелов-хранителей отдельных людей. Из Книги пророка Даниила мы знаем, что попечение о иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (см.: Дан. 10: 21). Архангелы – великие благовестники тайн Божиих, всего великого и преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию и разумению воли Божией.
Ангелы (последний, девятый чин иерархии) – светлые духовные существа, ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение.
Из Священного Писания нам известно, что архангелов, то есть старших ангелов, начальствующих над всеми остальными, – семь.
В Книге Товита мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: "Я – Рафаил, один из семи Ангелов" (Тов. 12: 15). И в Откровении Иоанна Богослова говорится о семи духах, иже пред престолом Божиим (см.: Откр. 1: 4). К ним Святая Церковь относит Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.
Архангел Михаил – первый из верховных ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия – диавола.
Так он изображается в память о том, что некогда на небесах была великая брань между ангелами – служителями Божиими – и злыми духами – ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны.
Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю.
Архангел Гавриил – провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью в руке или с фонарем, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зерцалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зерцало своей совести и слова Божия.
Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает "милосердие", "помощь всем страждущим".
Уриил – архангел Света и огня Божия – изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряет огнем пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нем можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам.
Селафиил – архангел молитвы. Изображается или с четками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками.
Иегудиил – "хвала Божия". Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трех шнуров в другой. Венец – для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич – для защиты их именем Святой Троицы от врагов.
Варахиил – архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений.
Таковы архангелы.
Среди сонма ангелов находится и ангел-хранитель каждого из нас. И вот все мы, дорогие мои, должны стремиться к тому, чтобы как можно лучше познать своего ангела-хранителя, познать настолько, чтобы чувствовать его присутствие близ себя. А для этого необходимо знать нам о нем как можно больше.
Церковь наша учит, что ангелов Бог создал по Своему образу. Это бесплотные, разумные, чистейшие существа, подобные духу. Они щедро наделены Богом естественными дарованиями: умом, способностью познавать и любить как своего Творца, так и людей, и быть живым образцом Божиих совершенств. Они верные служители Божии, исполнители Его воли. Они не только способны понимать друг друга и беседовать между собой, но они также понимают и язык наших душ, и поэтому мы можем обращаться к ним в наших молитвах. И в этом залог доступного для каждого из нас тесного общения со своим ангелом-хранителем.
Мы грешные люди, и своими телесными очами мы не видим ангелов, хотя они и присутствуют всегда в храмах за нашими богослужениями. Не видим мы и своего ангела-хранителя, хотя он постоянно находится около нас. Но нам необходимо научиться ощущать душой и зреть своими духовными очами присутствие нашего небесного покровителя.
Верование нашей Церкви в то, что каждый христианин имеет своего ангела-хранителя, основано на свидетельствах Священного Писания и учении святых отцов. Сам Господь в Святом Евангелии указывает нам на это: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного" (Мф. 18: 10).
…Все вышесказанное обязывает каждого из нас с благоговением чтить своего ангела-хранителя и молиться ему. Причастники сегодняшнего дня! Я особенно призываю вас, когда будете подходить к Святой Чаше, помните, что только по нашему недостоинству не видим мы, как множество ангелов окружает чашу с Животворящими Телом и Кровию Христовыми, и они неслышно для нас шелестят своими крыльями, воспевая славу Всемогущему Богу. И рядом с каждым из вас идет ваш верный друг, которого вы тоже не видите, а он советует: "Не торопись, не спеши и не тесни идущих рядом с тобой, – как это, к сожалению, мы часто делаем, – уступи тому, кто хочет пройти раньше тебя. Иди с благоговением".
Этим вы порадуете своего ангела-хранителя. Я желаю всем вам, друзья мои, чтобы вы не только полюбили своего ангела-хранителя как нечто недосягаемо высокое и святое, а чтобы каждый из вас в меру своих духовных сил и возможностей ощущал постоянно стоящего рядом с собой своего ангела-хранителя – самого близкого и искреннего своего друга.
И вот этого ощущения я вам всем искренне желаю. Аминь».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)