Найти тему
НУАР-NOIR

Ранний советский мультфильм как предшественник киберпанка

-2

Значение одной из первых советских мультипликационных лент «Межпланетная революция», которая была сделана в 1924 году, много больше, нежели представленная в ней картинка. Ту по нынешним временам сложно назвать исключительной. Опять же техника мультипликации была далеко несовершенна.

Но между тем именно «Межпланетная революция» обнаруживает в себе несколько идей, которые предопределили будущее развитие криминального и мрачного кино, что позволяет назвать этот мультфильм «дедушкой киберпанка».

Начнем с того, что первоначально он планировался как некая вставка в сюжет «Аэлиты», которую снимал Протазанов. Однако режиссер предусмотрительно отказался от подобного эксперимента, а потому анимация была реализована в качестве самостоятельного мультфильма, длящегося чуть более девяти минут. По тем временам весьма продолжительный проект.

Если вы будете внимательно смотреть «Межпланетную революцию», то обнаружите образы, которые позже появились в «Метрополисе». Сложно сказать, видел Фриц Ланг советский мультфильм или нет, но подобной возможности исключать нельзя. Тем более что в двадцатые годы СССР и Веймарская республика очень тесно сотрудничали.

Впрочем, куда более важно идейное наполнение мультфильма. Именно после его просмотра становится понятным, откуда появились идеи у Ивана Ефремова, когда он писал «Час Быка», а также у Жана Люка Годара, снимавшего «Альфавиль».

Встревоженная октябрьской революцией мировая буржуазия не находит ничего лучшего, как скрыться на отдаленной планете, где создает собственное техногенное государство. На какой именно планете, имеются разночтения. В первоначальном сценарии упоминалась Луна. В контексте «Аэлиты» подразумевался Марс.

Однако в самом мультике мелькает Меркурий, что вполне логично, ибо одна из ипостасей Гермеса (Меркурия) быть богом торговли. Впрочем, также он покровительствовал тайным знаниями ( герметическим наукам). И в мультфильме есть масса эпизодов, которые можно было бы охарактеризовать как «красный герметизм».

Во-первых, часть буржуазии изображена как своего рода вампиры, которые питаются простыми людьми. Принимая во внимание зарождение в их сердце «жабы», это выглядит не как простая метафора. Опять же весьма показательно значение зеркала, откуда выныривает фантом красноармейца, угрожая буржую.

Кадр из мультфильма «Межпланетная революция» (1924)
Кадр из мультфильма «Межпланетная революция» (1924)

Во-вторых, полет революционной экспедиции на иную планету с привычной точки зрения кажется самоубийством. Однако она приносит «революционный вирус», который губит эксплуататорский строй. И при этом в кадре появляется призрак Ленина.

Кадр из мультфильма «Межпланетная революция» (1924)
Кадр из мультфильма «Межпланетная революция» (1924)

В данном случае это буквальная трактовка, ибо «вождь революции» к началу работы над мультфильмом был мертвым. Подобное можно интерпретировать как расширение знаменитого тезиса Карла Маркса: «Призрак бродит по Европе». То есть мультфильм говорит о том, что «призрак ходит по Галактике».