Человеческая психика устроена, как очень сложный и хрупкий механизм, требующий ювелирного подхода. Задача осложняется тем, что каждый человек устроен индивидуально, поэтому, для того, чтобы успешно взаимодействовать с целой командой сотрудников, руководителю нужно стать волшебником психологии, ну или прочитать этот материал. О том, какие типы сотрудников можно выделить, как работать с ними в сложные времена, и остаться человеком ― в материале сегодня.
Тревожная масса
Очевидно, что в непростой для бизнеса и экономики в целом ситуации, особенно, в связи с последними событиями, происходящими на мировой арене, многие компании были вынуждены принять меры для экономии и оптимизации бизнеса, что некоторые сотрудники могли расценить, как угрозу своему благосостоянию, и начать тревожиться.
Продуктивность таких людей падает, поощрения, как и попытки успокоить, скорее всего, не сработают, поэтому лидеру нужно включить в себе спокойного, уравновешенного начальника, который сухо и без эмоции будет раздавать поручения и контролировать их выполнение. Это создаст ощущение стабильности, и постепенно тревожные сотрудники превратятся в обычных.
Пластилиновое сердце
Такие сотрудники покорились судьбе. Они берутся за любую работу, отличаются исполнительностью и обязательностью, не проявляют инициативы или каких-то ярких эмоций, и готовы выполнить любое поручение руководства.
В каком-то смысле, работа с таким типом людей аналогичная взаимодействию с «тревожниками»: поручение планомерной, рутинной работы, вроде обзвона клиентов, обновления баз данных или сортировки документов, которые создадут и голове ментальный купол безопасности.
Специалист на качелях
Таких сотрудников раскачивает по амплитуде от отчаяния и тревоги до позитивного настроя на будущее, поэтому важно поменять сам механизм качелей.
Для этого не бросайте их одних ― в море новостей и собственных страшных мыслей такие люди нуждаются в регулярном общении, как в якоре, давайте обратную связь, самостоятельно отслеживайте новости, важные для компании, и дублируйте их сотрудникам в комфортной форме, чтобы не допустить формирование панического флера вокруг них. Можно создать своего рода фильтр новостей: список проверенных источников, ограничение на чтение и поддержка стрессоустойчивыми сотрудниками своих коллег.
Мать Тереза
Данный тип специалистов ― мечта лидера компании в кризисные моменты, потому что они стараются помочь всем вокруг, забывая о собственных интересах, обучают новичков, перерабатывают, и получают от всего этого искреннее удовольствие.
Важно знать:
Первый с конца: 5 ошибок родителей, воспитывающих будущих лидеров
Дорога из кленовых листьев: как и зачем бизнесмены переезжают в Канаду
Бумага с предсказанием: во что будут вкладываться инвесторы будущего
Однако за таким идеальным образом могут скрываться глубоко запрятанные комплексы, кроме того, такими сотрудниками может быть сложно управлять.
Эффективнее всего разговаривать с альтруистами, чтобы понять, почему они так себя и ведут, и уже тогда выбрать подходящий инструмент взаимодействия. Например, выплата премии, положительная оценка работы, карьерные возможности, наставничество или дополнительный отпуск. Так, «мать Тереза» избежит выгорания, которое может резко наступить из-за истощения или ощущения недооцененности, а вы ― недопонимания реальностью.
Меган Маркл
Амбиции, ощущение собственного превосходства, потребность ощущения в собственной уникальности и незаменимости ― вот краткий портрет такого типа людей. Преимущество такого сотрудника как раз в его иногда чрезмерной самоуверенности: кризис его не пугает, а на готове всегда есть адекватный и полезный план действий.
В то же время, даже, если за его «заслугами» стоит коллективная работа, «Меган Маркл» обычно об этом забывает, а в случае конфликта никогда не признает себя виноватым или виноватой, красноречиво рассказывая об этом в соцсетях.
Слабое место такого человека также кроется в его честолюбии.
«Ставьте перед «амбициозными» задачи со словами: «Это сложно, у тебя может не получиться, но попробуй». Помните: честолюбивый человек стремится к целям, которые в настоящее время находятся за пределами его досягаемости, но их реализация принесет ему удовлетворение. Такие сотрудники должны понимать, что проект будет повышенной сложности и что браться за подобные задачи ему еще не доводилось. Если задачи будут рядовыми, «амбициозный» очень скоро опустит руки и перейдет в зону комфорта: он перестанет работать над собой и развиваться. Допускать такого нельзя, ведь в кризис те, у кого большие амбиции, — ценный ресурс компании», ― советует Владимир Сидоренко, президент компании «Перформия».
Могучая кучка
Если говорить о взаимодействиях со всей командой в целом, то здесь лидеру имеет смысл выделить для себя несколько опор, поведенческих скреп, которые помогли бы ему комфортно выстроить общие рабочие процессы. Виктория Шиманская, эксперт по развитию эмоционального интеллекта, сооснователь проекта SKILLFOLIO, выделяет три подобных состояния:
· Трансляция незыблемости и уверенности: осознание и принятие аксиомы, которая необходима в данный момент. Она доносится ни в коем случае не криком или давлением, а скорее, как информирование о том, что солнце восходит на востоке, а осенью листья с деревьев опадают: «Я уверен, что так нужно». Например, такой подход пригодится, если вы понимаете, что всем имеет смысл поработать в выходные.
· Коучинг-тайм: понимая сложность ситуации, руководитель может собрать команду и открыто попросить предложить свои идеи, чтобы выбрать лучшую, если собственной оптимальной идеи у него пока нет.
· Делегирование без микроменеджмента: пожалуй, это одна из самых эффективных таблеток от выгорания. Делегирование помогает выстроить прочную рабочую экосистему, где, с одной стороны, есть четко распределенные обязанности и дела, а с другой ― атмосфера доверия и профессионализма, в которой всегда возможен диалог.
«Нам страшно, это правда. Но этот страх не парализует, а заставляет искать новые возможности. Мы открыто рассказали команде о своих чувствах, потому что в любой ситуации важно оставаться людьми, а потом уже коллегами. Мы обнародовали наш антикризисный план, честно признались, что работать придется больше, с большей самоотдачей. Но это нужно для того, чтобы пережить сложное время без потерь.<…> Когда тебе плохо, найди того, кому ты можешь помочь. Бизнес оказался в очень уязвимом положении, и наши клиенты — не исключение. Отличный способ отвлечься от своих страхов и переживаний — это подумать о том, чем мы способны помочь своим клиентам, партнерам и рынку справиться с ситуацией», ― делится своим опытом Мила Кретова, операционный директор креативного агентства TrendFox.
Читайте также:
Серьезный юмор: как успешно шутить на презентации
«От хорошего к великому»: как стать лидером нового поколения
Спич, пока горит спичка: в чем секрет успешной презентации на 60 секунд