Найти тему
Наталия Ефимова

Жозеп Боррель рассказал, как съездил в Азию, к нашим парнерам по ОДКБ, с европейскими бусами

Предсказываю дни Азии, а, может быть, месяцы и годы. Цивилизованные и исключительные за наших бывших там плотнее, чем прежде, взялись. Группу славян небратьями сделали, теперь наш теплый юг качают. "Наш" не в смысле отношения к Москве, а лишь в географическом плане. На другие отношения я уже и не рассчитываю, наблюдая, с каким рвением там бывшие сограждане (рожденных в СССР исключительно имею в виду) забивают на наше общее прошлое.

Только не надо мне рассказывать, что мы, мол, все эти годы там не работали, не вкладывались, не строили...

Когда и на какие шиши, всегда мне хочется спросить. Мы что - мало там в свое время построили? Мало сделали? Мало вложили? Тогда расскажите мне про уровень жизни в России в 90-е и нулевые. У кого бы забрали, чтоб снова вложить? И кто бы, кстати, этим занимался? Нынешняя ситуация, мне кажется, показала, что с кадрами у нас не слишком большой ажур. Себе-то не очень хватает.

Другой вопрос в полный рост - наша безопасность. И политическая, и экономическая. Физическая, в конце концов.

Цивилизованные не вчера туда сунулись. Давно уже, словно "перелетные гуси, стаями туда потянулись" - Дмитрий Куликов в "Формуле смысла" сказал и рукой показал. Я бы показала сразу путь в другую сторону, но разве же нас бывшие послушают? Столько новых баев во власть прорвались. И они ее так просто из рук не выпустят.

Итак, в так называемом личном блоге Жозепа Борреля появилась публикация под названием "Растущее значение Центральной Азии в глобальном масштабе и для ЕС".

Что же там еще выросло? Прочитала пересказ Борреля в наших СМИ, но не вызвал он у меня глубокого удовлетворения. Дай, думаю, загляну непосредственно в блог пожилого дяденьки - в публикацию, которую явно писали для него, за него люди в темноте, продвигающие свои интересы в наших бывших республиках.

-2

Видите? Оказывается, в эти дни Центральная Азия - в центре событий, как в геостратегическом, так и в геоэкономическом плане.

Поэтому, что называется, урсулы и жозепы ИДУТ К НИМ!

"Геостратегическое значение Центральной Азии возрастает. На этой неделе я посетил регион и принял участие в двух важных встречах в Самарканде: министерской встрече ЕС-Центральная Азия и конференции по связям ЕС-Центральная Азия. Поскольку наши партнеры в Центральной Азии стремятся диверсифицировать свои партнерские отношения, они хотят большего участия ЕС. И, безусловно, мы можем еще многое сделать вместе в области связи, энергетики и безопасности".

В Индии и Африке-то уже сделали. В свое время. За что же их оттуда попросили? И почему в Африке вечный голод и нищета?

Здесь я бы более широко перевела слово connectivity (связь, подключение и т.д.). Не просто связь. А широкие такие коммуникации. Коннектиться они хотят с нашими бывшими азиатскими республиками. Просто со страшной силой. А те, естественно, стремятся...

"На протяжении веков Центральная Азия играла ключевую роль, связывая Дальний Восток с Европой, когда товары и идеи текли туда и обратно по Шелковому пути. Но отношения необходимо развивать и постоянно обновлять в свете новых обстоятельств. Очевидно, что регион стремится диверсифицировать свои отношения и что ЕС рассматривается как наиболее подходящий партнер".

Его прямо зациклило на слове "очевидно". И на том, что наши соседи "стремятся":

"Когда вы путешествуете по Центральной Азии, вы чувствуете, что здесь наблюдается новая динамика. Очевидно, что Россия, а также Китай играли и продолжают играть важную роль в регионе. В то же время очевидно, что регион стремится диверсифицировать свои отношения и рассматривает ЕС как наиболее подходящего партнера. Лидеры стран региона осуществляют различные программы реформ. Кроме того, улучшаются отношения между странами Центральной Азии.

Как ЕС, мы заинтересованы в том, чтобы воспользоваться этими изменениями".

Воспользоваться хотят. Чай, не Америка. Рукой подать. Да и в некотором смысле не до такой степени перепаханное поле, как Африка или Латинская Америка. Есть еще чем поживиться.

А что им нужно от Центральной Азии - и к бабке не ходи. Вы бы и сами Боррелю рассказали:

"Мы должны углубить наши связи с регионом и задействовать огромный потенциал, который он может предложить в плане поставок энергоносителей, критически важного сырья и новых транспортных коридоров, не зависящих от России (так называемый Средний коридор или Транскаспийский коридор)".

Я бы сказала, Кривой коридор. Чтобы нас обогнуть, кое-кому придется прогнуться. Прилечь. Что-то мне подсказывает, что Боррель и его команда спешат не даром. Ведь надо бы сначала понять, чем закончится великая схватка - и потом уже решать, какого победителя и как встречать. Сидя? Лежа?

Или все-таки стоя?

Но Боррель недаром напомнил им про бусы в цифрах. Брюссель же понимал, что не сможет прямо с места в карьер "задействовать" их энергоносители.

Поэтому закладочки сделали. Чему сегодня несказанно рады и даже не скрывают:

"К счастью, мы начинаем не с нуля. Возможно, немногие знают об этом, но мы уже являемся главным торговым и инвестиционным партнером региона. За последние десять лет ЕС инвестировал в регион более 100 млрд. евро, что делает нас крупнейшим источником прямых иностранных инвестиций, намного опередившим Россию и Китай. Более того, скоро мы будем отмечать 30-летие дипломатических отношений. Ключевая задача - заложить основы и придать новый импульс, принимая во внимание быстро меняющийся геополитический контекст".

Теперь про тех, кто за последний год нас больше всего удивил.

Глава у Борреля так и называется:

Инвестиции в сотрудничество между ЕС и Казахстаном

Первое слово оценили?

"Я начал свой визит в Казахстан, страну с населением 20 миллионов человек, но площадью в пять раз больше Франции. С президентом Токаевым и заместителем премьер-министра и министром иностранных дел Тлеуберди мы обсудили, как развивать позитивную динамику, которую мы наблюдаем в наших отношениях, о чем также свидетельствует недавний визит председателя Европейского совета Мишеля и подписанный председателем Европейской комиссии фон дер Ляйен меморандум О ВЗАИМОПОНИМАНИИ ПО ДОСТУПУ К СЫРЬЮ. Казахстан является для нас ключевым партнером, не в последнюю очередь как основной источник импорта нефти (около 8% от общего объема импорта), а также газа, урана и других важнейших видов сырья".

-3
-4
-5
-6

Видите, как он счастлив. Ведь до него Казахстан окучила Урсула и подписала документ, который я выделила прописными буквами.

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ПО ДОСТУПУ К СЫРЬЮ!

И кокетливо так - не в последнюю очередь. Про нефть, газ, уран... Само собой!

Красавцы. И ван дер Ляйен, и Токаев, которого, похоже, переизбрали большинством голосов. Думаю, Евросоюз уже испытывает восторг по этому поводу, но не забывает и о следующей задаче:

"В политическом плане в Казахстане происходят различные реформы, которые идут в направлении политического плюрализма. Сегодняшние президентские выборы и парламентские выборы в следующем году станут важными маркерами в этом отношении. Однако необходимо еще многое сделать, и моя встреча с ключевыми лидерами гражданского общества была хорошей возможностью услышать из первых уст их точку зрения и (узнать) о работе, которую они проводят при поддержке ЕС".

Отчет услышал, вопросы порешал, ручки отряхнул. Поехал дальше. Прямо путевые заметки занятого человека, который внезапно влюбился в плов, ковры, полумесяцем бровь...

"Затем я отправился в Самарканд в Узбекистане, безусловно, самой густонаселенной стране региона. Самарканд имеет длинную историю как торговый пункт и "ворота" между Востоком и Западом - еще задолго до того, как мы начали использовать термин "глобальные ворота" (Global Gateway) . Узбекистан также является родиной понятия "алгоритм" - термина, который мы сейчас так часто слышим в мире информационных технологий и социальных сетей.

В Самарканде мы провели 9-ю Центральную министерскую встречу ЕС-Азия, в которой приняли участие все пять стран Центральной Азии. Мы обсудили весь спектр вопросов между нами. Мы согласились, что есть новый импульс, но еще много неиспользованного потенциала".

В половине мира использовали, а здесь еще нет. Непорядок.

Но стоило мне подумать, почему до сих пор я не увидела название моей страны, как оно появилось в самом что ни на есть привычном контексте, Причем, я так и вижу, как наши союзники по ОДКБ кивают Боррелю и сопровождающим его людям (возможно, в погонах), понимающими головами:

"Что касается безопасности, то мы обсудили те потрясения, которые вызвало вторжение России. По очевидным географическим и историческим причинам регион придерживается сбалансированного подхода. Но мы были едины в необходимости защищать ключевые принципы устава ООН (территориальная целостность, неприменение силы и т.д.). И, конечно, регион хочет минимизировать негативный эффект от войны России. Логично, что драматическая ситуация в Афганистане, где гуманитарная ситуация продолжает ухудшаться, а "Талибан" не показывает никаких признаков смягчения своего поведения, также занимала важное место".

Об авторах ситуации в Афганистане, Боррель, ясно дело, умолчал. На планете есть один виновник потрясений. Его знает каждый малыш в ЕС.

А более широко важные лица из других бывших братских республик всё узнают между делом, когда начнут ресурсы в другом месте обсуждать.

"Мы также обсудили вопросы взаимосвязи водных, энергетических и климатических ресурсов; обмены между людьми и роль ЕС в поддержке сотрудничества между государствами Центральной Азии и между нашими двумя регионами. Мы согласились, что в мире быстрых перемен мы нуждаемся друг в друге. Мы будем усердно работать над последующими мероприятиями в преддверии следующей министерской встречи ЕС-Центральная Азия, которая пройдет в Брюсселе".

Они так нуждаются друг в друге, что теперь не Боррель поедет к ним, а наши соседи, с которыми мы периодически встречаемся и что-то обсуждаем, сами поедут к ним.

В Брюсселе-то еще больше сроднятся. Там их такая толпа повстречает! Не вырвешься из объятий, слегка похолодевших из-за плохого отопления.

Но пусть не дрейфят. Азия им поможет.

Дальше Боррель рассказал, как именно должна работать Connectivity, которая для них сейчас имеет стратегический характер.

"Во всех дискуссиях в Центральной Азии главное место занимает слово "сonnectivity". Это логично: регион занимает стратегическое положение между Востоком и Западом. Однако в целом существующие транспортные и другие связи развиты слабо. Многие страны Центральной Азии не имеют вариантов доступа к европейским и мировым рынкам, которые не проходят через Россию или не зависят от нее. Они, как и мы, хотят развивать дополнительные возможности и связи.

Как сделать это на практике, было в центре внимания Конференции по связям между ЕС и Центральной Азией: "Глобальные ворота", в которой приняли участие политические лидеры из региона, ЕС, финансовых институтов и бизнеса.

-7

В своем выступлении я подчеркнул огромный потенциал улучшения связей между нашими двумя регионами и, вместе с этим, нашими народами. В конечном счете, сonnectivity - это сочетание политики и инженерного искусства. Речь идет о преодолении границ, которые являются шрамами истории, путем создания жесткой и мягкой инфраструктуры, или вен, через которые проходят потоки людей, товаров, услуг и идей.

Это может показаться абстракцией. Но благодаря Глобальному шлюзу ЕС и его глобальному финансированию, которое, по прогнозам, составит до 300 млрд. евро, а также принятию подхода "Команда Европы", мы можем превратить высокие слова в конкретные действия и сделать их устойчивыми".

Эти бусы покрупнее будут - 300 млрд посулил.

И большими буквами выделил любимый посыл исключительных:

Международный порядок, основанный на правилах, делает государства безопасными, людей свободными, а компании - готовыми инвестировать.

Самая главная конфета. Что внутри не очень понятно. Но ею, как и бусами, машут все последние годы. Хотя что это за правила - вы, например, знаете? А порядок?

Но все, как один, включая наших соседей и типа партнеров, в том числе по экономическим и оборонительным союзам, по словам Борреля, должны сегодня встать на его защиту, фактически перебежав на другую сторону истории, ну, и всего остального. Главное - ресурсы с собой прихватить. Бусы так просто на шею не повесят.

"Однако для развития торговли и инвестиций нам нужны твердые правила и соблюдение международного права. То, что мы называем международным порядком, основанным на правилах, делает государства безопасными, людей свободными, а компании - готовыми инвестировать. Вот почему я сказал, что мы все должны защищать его, когда этот порядок находится под угрозой - как это происходит сегодня. Другим ключевым посылом было то, что мы в Европе, как и наши партнеры в Центральной Азии, видим необходимость продвижения нашей стратегической автономии. Чтобы мы все могли свободно выбирать, как и с кем нам общаться. Наличие связей и возможностей - это хорошо. Но чрезмерная зависимость и отсутствие выбора могут дорого обойтись, как мы убедились на собственном горьком опыте в отношении энергетики и России.

У меня возникло ощущение, что конференция может стать основополагающим моментом в определении конкретных решений, которые мы можем реализовать для развития коммуникационных возможностей внутри двух регионов и между ними.

ЕБРР работает над технико-экономическим обоснованием Среднего коридора (the Middle Corridor) и над тем, как преодолеть узкие места. Как в плане оборудования, например, железных дорог, которые не совместимы между собой из-за разной ширины колеи, или недостатка логистических мощностей на судах и в портах, так и в плане программного обеспечения, например, таможенных процедур. Безусловно, существуют реальные препятствия, но в равной степени существует совместная приверженность и стратегическая заинтересованность в преодолении этих препятствий, в том числе при поддержке ЕС, ЕБРР и ЕИБ.

На конференции у меня также была возможность запустить две инициативы "Команды Европы", специально разработанные для Центральной Азии:

- одна по водным ресурсам, энергетике и изменению климата, призванная помочь региону справиться с растущим воздействием изменения климата и улучшить управление водными ресурсами.

- Другая - по наращиванию цифровой связи внутри региона и с Европой, в том числе через спутниковую связь.

Как обычно бывает на такого рода мероприятиях, важно не только само событие, выступления и связи, которые люди там устанавливают, но и последующие действия. Заключительное коммюнике, безусловно, наполнено важными совместными обязательствами, которые необходимо реализовать. Со своей стороны я буду работать со своими коллегами в Комиссии и со странами-членами ЕС над тем, чтобы убедиться, что это не отдельное мероприятие, а запускается новая динамика.

Наконец, в Ташкенте я также встретился с президентом Узбекистана Мирзиёевым. Мы обсудили все стратегические вопросы, которые доминировали в моей поездке в этот регион, и это было хорошим подведением итогов моего визита. Мы обсудили войну России против Украины и ее последствия, а также растущую нестабильность в Афганистане. Но мы также говорили о большом потенциале наших двусторонних отношений и о возрастающем импульсе в отношениях между ЕС и Центральной Азией, и особенно о стратегическом характере нашего сотрудничества в сфере коммуникаций.

Я уезжаю из этой поездки с ощущением, что изменения в геополитическом ландшафте - падение Кабула и война против Украины - требуют от нас гораздо больших инвестиций в наше все более важное партнерство с Центральной Азией".

*****

На крупнейших ресурсах крутятся ролики о будущем славном союзе и перспективах дружбы. Задействованы все - и стар, и млад. Интеллектуалы, садоводы, малыши и молодежь. Никого не забыли.

-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18

Куда и кто поедет по этим дорогам - мне остается только гадать.