Найти тему
Культурная Карта

В Театре сатиры по-островски смеются над современниками

Ну не можем мы в точности показать всё так, как было на самом деле лет 100 назад, а 200-300 — и подавно! Люди даже двигались по-другому: жесты, взгляды, походка. Это было не просто не-спеш-но, а так: внимательно и точно. Вот вы представляете, как двигается современная Анна Каренина? А Ирина Николаевна Аркадина? Само определение добавляет к образу суетливость, растрёпанные волосы и излишнюю экспрессию. Всё потому, что мы и есть современные.

Показать в кино или на сцене современное прочтение классики — это нормально. Ведь поцелуи на улице старого города было бы странно наблюдать, а в современном мире это может быть даже мило.

На основной сцене Театра сатиры премьера — ироничная комедия по пьесе А. Островского «Невольницы» (аккурат к 200-летию автора). В ней драматург будто подсматривает за нами сегодняшними, т.е. в далёкое будущее человеческих отношений и выворачивает наизнанку тайные смыслы тех или иных поступков по отношению друг к другу.

В этой истории Островский переплетает борьбу поколений и неравный брак, противостояние женского и мужского, тему нравственности и чинопочитания, власть денег и трагические последствия, в общем, все основные мотивы своего творчества.

-2

На московской сцене логика превращается в абсурд, забота — в жëсткий контроль, а доверием со стороны близкого человека легко пренебрегают. Герои не разговаривают, а кричат, ожидая ответной реакции. Как дети испытывают терпение друг друга. Провоцируют. Эпотируют. Режут по живому. И в какой-то момент у зрителя возникает желание встать и тоже крикнуть: я всё поняла! Не мучайте друг друга!

«В процессе работы открылось много неожиданного, — признаëтся худрук театра Сергей Газаров, — любовь и благосклонность оказываются капризами и желанием обладать, преданность превращается в спекуляцию и выдаётся за служение во благо. И с каждой минутой всё это становится всё более абсурдным, всё более фарсовым.»
-3
«Очень захотелось разобрать это невероятно интересное произведение. Буквально расщепить на атомы. История очень современная. И я увидел её воплощение именно в ключе дель арте, со всей контрастностью и фантасмагоричностью этого жанра», — говорит режиссёр Михаил Мокеев.

В спектакле заняты артисты: Любовь Козий (Евлалия Андреевна), заслуженный артист России Игорь Лагутин (Никита Абрамович Коблов), Инна Ласковее (Софья Сергевна), Артём Минин (Артемий Васильевич Мулин), Константин Карасик (Мирон Ипатов), Лиана Ермакова (Марфа Севастьяновна). В роли Евдокима Егорыча Стырова — заслуженный артист России Андрей Анкудинов:

«Мой герой — человек обстоятельный. Он бизнесмен. Знает, как сделать так, чтобы сделка выгорела. И свой брак Стыров рассматривает как ещё одну удачную инвестицию. Пытаясь просчитать каждый свой шаг по отношению к жене».

Захотите посмотреть в зеркало современных отношений — сходите в Театр сатиры на «Невольниц» режиссёра Михаила Мокеева. Герои между сценами переходят на язык танца, составленного по хореографическому алфавиту Сергея Землянского. Страстно как в танго. Под музыку Алексея Айги (!) иначе нельзя. Эстетическое напряжение вам будет обеспечено. Раскалённая градусом сатиры история в финале буквально взрывается фейерверком неожиданных поворотов.

Анжелика Лукина, фото автора

Точка на карте: Москва, Триумфальная площадь, дом 2, стр. 1,
Московский академический театр сатиры.

Московский академический театр сатиры, театр, Триумфальная площадь, 2, Москва — Яндекс Карты