Здравствуйте, дорогие читатели! Как вы уже догадались – разговор снова пойдёт о немыслимой нагрузке учителей. "Опять ныть будете, что вам, учителям, труднее всех?" – предвижу немое и не только немое возмущение. "Всем нелегко! Не только вам!"
Допустим, про полторы и две ставки у медсестёр и врачей я тоже слышала. Наверняка есть ещё профессии, в которых из-за дефицита специалистов работающим приходится взваливать на себя лишнюю нагрузку. Как говорится: «за себя и за того парня».
Но в образовании, ни для кого не секрет, сложилась сейчас катастрофически серьёзная ситуация с нехваткой педагогов. На моём веку, а мне 62 года, такого безобразия не было.
В последний год работы в школе я вела 24 часа английского языка, 8 из которых приходилось на начальную школу. Мне нравился мой предмет, с учениками было полное взаимопонимание, но к концу уроков у меня пропадал голос – не выдерживали напряжения связки.
Если бы зарплата за ставку у учителя высшей категории не была 12 тысяч (2020 год), я бы не брала этих лишних 6 уроков. Но надо было тянуться хотя бы к 16 тысячам, поэтому и не отказывалась, а брала, что давали. Но мне было трудно, даже без классного руководства.
А что говорить о тех педагогах, что ведут по две и более ставки, да ещё имеют классное руководство! Ведь их снабдили сверхлишней нагрузкой не потому, что они обладают сверхспособностями или желают заработать большие деньги.
Причина банальна – в школах не хватает учителей. Один работает за двух. А это, согласитесь, в любой профессии не каждому под силу. А в учительской – тем более.
Проведи-ка каждый день по 7-8 уроков. Это работа с детьми, а не с молчаливыми и всё терпящими бумагами и компьютерами. Вот и стонут учителя, особенно молодые:
«Я - МС. Веду иностранный язык (36 часов) + классное руководство. Нужен ваш совет. Предыстория:
Впервые такая нагрузка за пока 1 год моего стажа в данной сфере. Но уже не выдерживаю, первая четверть прошла легко, а вот со второй четверти начались проблемы со здоровьем. Своего кабинета нет, дежурства, следить за детьми и т.д. Всё очень тяжело даётся. Коллеги, кто-нибудь увольнялся перед Новым годом или после каникул в январе/феврале? Так, вообще, делают?) Или дождаться лета? Как Вы думаете? Очень нужен совет опытных коллег. Скажите, отрабатывали ли Вы 14 дней? Буду благодарна всем за адекватные комментарии»
Молодому специалисту выдержать две ставки и классное руководство, когда нет опыта и какой-то профессиональной мудрости, невыносимо трудно. Мне не приходилось за 38 лет работы в школе иметь такую нагрузку. И вот что отвечают молодой учительнице коллеги:
«Не понимаю, ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО!!!??? 36 часов, кому это героизм нужен? Плюнуть и уйти, мы НЕ КРЕПОСТНЫЕ!!! Пока мы сами со всем соглашаемся, мы не просто крепостные, мы – негры на плантациях!!! Пусть администрация и власти сами решают кадровые вопросы».
«Я вот так 4 года проработала на 36 часов + кл. руководство, вела русский язык. Первый год было тяжело, но работала с энтузиазмом, на второй год втянулась, а вот третий год стал снова тяжелым, и энтузиазм пропал, четвертый уже невыносимым. Просила снизить нагрузку - руководство отказалось. Я сменила школу, теперь нагрузка меньше, но сил нет по-прежнему. Думаю, что я уже просто выгорела, т.к. работать нет сил ни моральных, ни физических».
Действительно, как можно взвалить на молодого специалиста 36 часов! Никто не вошёл в её положение, не дал кабинет, адекватную нагрузку. Вот и результат. Администрация должна, в конце концов, понять, что она работает с кадрами безграмотно, если из школы бегут.
Вы, уважаемые читатели, скажете, зачем я тут пишу – всё равно никто не услышит. Ну, не знаю, пишут же в прессе о проблемах, а я в сети пишу. Думаю, что здесь тоже хватает читателей.
А ведь хочется донести наши стоны до верхов не только мне, но и другим:
«Милая девушка! Сочувствую! Из всех историй, которые пишут здесь, составить бы большой очерк о том, как работают сегодня учителя, и положить эту книгу на стол Министру».
Да, действительно, Министру не помешало бы услышать жалобы учителей. Посмотрите, что ещё пишут:
«Я не МС (4 года работаю в школе), 44 часа английский язык + классное руководство, классы не делят. Нет сил. Просто реву, боюсь руководства, что скажут, если уволюсь. Трусиха и пессимистка».
Знаю, что некоторые из читающих скажут: «Знали, куда шли! Или: «Да, вам таким не место в школе». Извините, а кому место? Знали, что идут работать с детьми, преподавать свой предмет, а приходится тянуть кучу отчётов и вести неподъёмное количество уроков. К этому разве готовились? И вот теперь растерявшемуся и уставшему учителю приходится прислушиваться к совету коллег:
«Ищите другую школу, где нет столько часов. 36 часов - это две ставки, класс - ещё одна. Работа на износ. Вы можете уволиться в любое время, отрабатывать 2 недели нужно будет, так как вы не пенсионер. Хотя директор, может, сразу вас уволить. Мягко говоря, условия вам никто не создал, раз нет кабинета. Поэтому не стоит переживать насчёт администрации, они за вас нисколько не переживают».
Да уж, и человеческий фактор никто не отменял, поэтому равнодушие администрации вполне возможно, да и отношение пожилых учителей к молодым не всегда чуткое и сердобольное бывает: «Молодая, значит – побегаешь, поработаешь без кабинета, потерпишь, как и мы в своё время!»
И всё-таки хотелось бы завершить эту перекличку советов и мнений позитивным комментарием:
«Во-первых, Вы молодец! Во-вторых, обнимаю, и держитесь!
В-третьих , Вы должны сами для себя определить, чего именно вы хотите. Найти плюсы в данной работе. Вот прямо на листочке написать. Посмотрите, как ладите с ребятами, родителями. Подумайте, чем можете заинтересовать. Потому что я сама преподаю английский и немецкий. Там интересностей непаханое поле!!! Это тяжело, да. Но ведь Вы зачем-то получали диплом! Руководство, кстати, редко идёт на уступки, уступают тому, кто знает, чего хочет или знает законы».
Всем спасибо за внимание и понимание! Добра и благополучия мои читателям!