Найти в Дзене
О Жизни и об Истории

Размышления над статьей «Украина в контексте русского евразийства»/Зарисовка вторая – прав ли Трубецкой, считая Русь наследницей Византии?

Продолжаю размышлять над статьей Ксении Ермишиной. Читаем приводимые ею слова патриарха российского евразийства князя Николая Трубецкого: «До XVII века Россия развивалась органично, согласно его культурологической схеме, предполагающей гармонию и взаимообмен информацией, энергией, языком, традицией и т.д. между “верхами” и “низами” общества. Россия была наследницей и самой талантливой ученицей Византии, от которой восприняла христианство.

Князь Николай Сергеевич Трубецкой (1890 –1938). Фото из открытых источников.
Князь Николай Сергеевич Трубецкой (1890 –1938). Фото из открытых источников.

Второе наследство Руси – школа татарской государственности, опыт пребывания в лоне Евразии под единым управлением. Это был бесценный опыт организации огромных пространств, налоговой системы, транспортного сообщения, необходимости находить компромисс и вступать в диалог с восточными народами. Китай и Россия тогда были единым государством, объединившим огромную территорию от края Восточной Европы до Японского моря».

Насчет византийского наследия. Разумеется, отрицать его, в особенности духовную роль, бессмысленно. Хотя и касательно данного вопроса в научном сообществе долгое время шла полемика. Ибо часть исследователей, в частности Антон Владимирович Карташев и Михаил Дмитриевич Приселков полагали, что Русь приняла христианство из Болгарии. Однако в настоящее время большинство профессиональных историков склоняется, все-таки, что из Византии. Но.

Но учитывая скандинавское происхождение русской военной элиты, не стоит преуменьшать и западное наследие. Речь именно о мировоззрении князей и дружин, заложивших основу Древнерусской государственности. Ибо для викингов, равно как и для германцев в целом, война представлялась естественным состоянием, каковым она и являлась для Хререка, Хельги, Ингвара и Свендослава, да и для Владимира – тоже.

Художник Николай Зубков. Источник: http://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2016/05/0c1d7b78cce9d4d19ebd7366057b432f.jpg
Художник Николай Зубков. Источник: http://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2016/05/0c1d7b78cce9d4d19ebd7366057b432f.jpg

Во многом миросозерцание военной корпорации на Руси строилось на представлениях, описанных в великолепной – настоятельно рекомендую к прочтению! – монографии Франко Кардини «Истоки средневекового рыцарства».

О месте же Крещения Владимира до сих пор в научном сообществе ведутся дискуссии. Но не это важно – важно другое: полагаю, можно утверждать, что он, подобно германцам – тем же франкам, – видел во Христе не в последнюю очередь Бога, дарующего военную победу, а не преобразующего внутреннего человека, хотя в написанной спустя столетие после смерти кагана – таков титул Владимира в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона – Повести временных лет утверждается обратное.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Но ПВЛ – не столько исторический источник, сколько источник, отражающий представления образованного книжника XII столетия об идеальном правителе представляющий собой во многом пересказ библейских сюжетов с заменой действующих лиц и мест на русские.

Думаю, не сильно ошибусь, если предположу, что каган русов комфортнее бы себя чувствовал в компании, скажем, франкского короля-христианина Хлодвига, нежели интеллектуала Константина Багрянородного, утонченного сибарита Иоанна Цимисхия или склонного к богословским рассуждениям Юстиниана.

Я понимаю, что в каком-то смысле упрощаю картину, но то же самое делает и Трубецкой в своем утверждении о византийском наследии Руси. Вообще тема мировоззрения элит, начиная от Хререка и заканчивая, скажем, бароном Врангелем, думаю, еще ждет своего исследователя.

Что касается «татарского» в самом широком смысле влияния на власть, об этом – в следующий раз. Да, и конечно поговорим о «верхах» и «низах» – не преувеличивает ли Трубецкой их единство в допетровские времена?

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .

Игорь Ходаков