Найти тему
Библио-лаборатория

Возвращение в странный Отличный Город: "Меморанда" Джеффри Форда

Бывают авторы чисто «жанровые» (например, те, кто работает исключительно в рамках «твердой НФ» или «темного фэнтези»), бывают такие, кто чувствует себя свободно, к какому бы направлению они не обращались. А бывают такие, что ради них приходится придумывать новые термины, расплывчато определяющие то, что практически никакому определению не поддается.

Джеффри Форд — именно такой автор. Его роман «Физиогномика» стал лауреатом «Всемирной премии фэнтези», как я подозреваю, только потому, что надо было куда-то определить хорошую книгу (кстати, премия стала большим сюрпризом прежде всего для самого автора). Это событие закончило десятилетий публикаций в никому неизвестных малотиражных журналах, Джеффри Форд стал уважаемым известным писателем, но писатель себе не изменил, и продолжение «Физиогномики», роман «Меморанда» - такой же прекрасный образчик «странной прозы» (weird fiction), как и первая книга цикла.

Забавно, что статью о первой части трилогии «Отличный город» я написал еще на самой заре ведения канала, причем с обещанием продолжить обзор цикла, но что-то пошло не так (сейчас уже и не упомню, как обстояли тогда дела), и я все благополучно забыл. Вспомнил лишь недавно, когда разбирал книжные полки и наткнулся на томик «Меморанды». Пришлось отрезать себе пути к отступлению, репостнув старую статью и пообещав обзор в ближайшее время ) На этот раз — сработало.

-2

Сразу хочу предупредить, что для полного понимания происходящего в «Меморанде», безусловно, требуется сначала прочитать «Физиогномику». Во втором романе Форд выводит сюрреализм происходящего на новый уровень: если в первой книге все происходило в мире, отчасти воплощенном в реальность силой воли главного антагониста романа, безумного демиурга Драктона Беллоу, то во второй части действие разворачивается преимущественно… внутри его помраченного сознания.

Оцените рекурсию: Драктон Беллоу заразился сонной болезнью, которую сам же и вывел, и чтобы найти лекарство, герой романа, бывший физиогномист Клэй при помощи «сына» Беллоу, демона Мисрикса, отправляется в лабиринт памяти Драктона, где встречается с образами некогда существовавших реальных людей, и даже с образом самого Беллоу… Нет, пересказать это просто невозможно. Интрига закручена и замкнута сама на себя, как мифически Уроборос, и разобраться в ней можно, только дочитав книгу до конца.

Как сказал однажды Джеймс Баллард, «единственное по-настоящему загадочное и не исследованное до конца место во вселенной — это человеческая психика». В первой книге Форд исследовал различные аспекты безумия и того, как это безумие влияет на окружающих (в том числе и подчиняя их своей воле). Во продолжении он погружает читателя непосредственно внутрь странного, извращенного сознания Беллоу, в котором любой видимый объект (включая людей) — это воплощения каких-то идей и знаний Драктона.

-3

Парадоксальные цепочки, которые выстраивает Форд завораживают, читатель никогда не может предугадать, как повернутся события (во всяком случае, я не мог), точь-в-точь, как и в книгах других авторов weird fiction, например Мьевилля или Пауэрса. Несомненно, эта проза — «на любителя», но если вы из таких любителей, не проходите мимо цикла об «Отличном городе»!

P.S. А я возьму на себя обязательство опубликовать статью о третьей части цикла, романе «Запределье» не через два с половиной года, а еще в этом году)

Читайте также на канале: