Дублинский замок / Dublin Castle находится в центре города на южном берегу Лиффи, близко от Темпл-бара. Он так аккуратно задрапирован густонаселённой центральной улицей Dame Street, что, пожалуй, можно пройти мимо, мечтательно уставившись на георгианский особняк (где некогда была Королевская биржа, а сейчас дублинская мэрия) и вытягивая шею, в надежде разглядеть сине-зелёную ротонду.
Часто именно с Дублинского замка и начинается беглый обзор столицы Ирландии, — если у вас в запасе несколько часов, и вы предпочтёте странствовать по Дублину в поисках впечатлений, а не засесть в Темпл-баре или, допустим неспешно прогуляться по парку Сант-Стивенс-Грин. В конце концов, есть и «Пенниз», но тут уж я бессилен.
Центр Дублина насыщен достопримечательностями, словно густой ягодный компот — душистыми плодами.
Сейчас замок одновременно и место паломничества туристов, и правительственный комплекс с конференц-залом.
Древнейшая часть была возведена в начале XIII века; замок строился по указу английского короля Иоанн Безземельного, как оборонительная норманнская крепость. И место было выбрано удачное. В то время Лиффи была намного шире, она огибала замок с одной стороны замка, а — река Пуддл (ныне течёт по трубам под землёй, подобно Неглинке) — с другой.
Пуддл — звучит как имитация пушечного выстрела, в равной степени и шуточная и устрашающая.
Воды Пуддла — чем не название для авантюрного романа из истории Дублина?!
В дальнейшем в замке была устроена официальная резиденция английского, затем британского правительства Ирландии, здесь же размещались парламент и суды. Уже в сороковые годы прошлого века было решено, что замок подходящее место для церемонии инаугурации президентов свободной республики. Тем более, что долгие годы Dublin Castle воспринимался как мрачный символ национального унижения. Здесь казнили республиканцев и издевались над патриотом и революционером Джеймсом Конноли — английские власти поддерживали его жизнь и даже лечили только затем, чтобы расстрелять. Убивать лежачего Конноли британским властям казалось неприличным, его привязали к стулу и дали залп.
Когда другой выдающий политический деятель Майкл Коллинз опоздал на семь минут на церемонию передачи ключей от замка, которые вручал ему британский лорд-наместник и тот сделал Коллинзу замечание, то ирландец отвечал: «Мы ждали семь столетий, а вы всего семь минут».
Сейчас архитектурный комплекс выглядит внушительно и элегантно. С древних времен сохранилась лишь одна круглая красивая башня (изначально башни были выстроены в каждом углу), к ней примыкает Королевская капелла, выстроенная в неоготическом стиле, а остальной «замок» — георгианский дворец XVIII века.
Я шёл по брусчатой мостовой по внутреннему двору замка-дворца. Здесь было немного туристов и много солнца. Туристы стремились под галерею, и я, изнывая от усталости, тоже уселся на прохладную каменную скамью. Да и дублинское солнце сияло в тот день с особым усердием. Я чувствовал себя слегка изваянием, которое таращится из тени на свет.
Все тут были мимолётными изваяниями. Всем было жарко, кажется, никто не хотел задумываться о том, как они сюда попали. Я смотрел на фрагмент дворца, ограниченный, словно рамкой, колоннами галереи. Я хорошо помню, что пытался понять, мог ли знаток европейской архитектуры угадать по этому «кадру» город, разгадал бы он Дублин?
Да, возможно. Но Дублин — хитроумный Одиссей-Дублин в этот послеполуденный час больше напоминал лучезарный Рим.
Какой-то немыслимый Дубрим рисовался в воображении. Забытый город древней эпохи Пенноземья, мысли цеплялись одна за другую, как шарики репейника, я их растаскивал, но поодиночке они выглядели жалобно. Пусть уж будут в неразборчивой мохнатой куче, решил я.
Мыследублинцы.
Рядом с замком расположен очаровательный зелёный — нет, не уголок, а квадрат с вписанным в него кругом. По периметру это сады с пешеходной дорожкой дорожками, а в центре круглый травянистый газон с узорами, изображающими морских змей, которые перекрывают друг друга плоскими телами и вызывают ощущение волшебного лабиринта. Ходить по газону нельзя. Человек вынесен за пределы круга. Рядом с прохожими благоухающие кустарники и роскошные цветники, а в центре пространство фантазии.
По преданию именно здесь находился исторический «чёрный пруд» (Dubh Linn в переводе с ирландского), где викинги укрывали свои корабли.
Сады у Дублинского замка был разбит ещё в начале XVII века. Вы заходите в кованые ворота с кельтскими узорами медленно идёте по дорожке и забываете обо всём. В каждом из углов большого квадрата четыре особенных сада, в каждом есть скульптуры. Три из которых являются мемориальными. Один посвящён памяти убитой журналистки Вероники Герин, другой посвящён Специальной олимпиаде (для людей с проблемами интеллекта) 2003 года, а самый большой разбит в память о полицейских Ирландии, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Я забрался в один из уголков, изящную садовую завитушку, в центре его была мозаичная скульптура змейки, а рядом рос чубушник. Боже, какой аромат!
Дрожа, я поднёс себя к его цвету и сделал смешное селфи.
Я ведь знал, что мне потом захочется увидеть себя почти в обнимку с этим ароматом. С этим садом, городом, страной.
Как странно. Воспоминания — дым, которым окуривают сад впечатлений. Дым рассеивается, но сад остаётся. Но что же такое сад, если воспоминания развеялись?
Подборка текстов о путешествии в Ирландию