Пройдя через этап производства сравнительно небольших противолодочных вертолетоносцев, СССР в 70-ые годы прошлого века приступил к строительству полноценных авианесущих кораблей. Правда, умники из ГлавПУРа повелели величать советские «авики» авианесущими крейсерами, во избежание ненужных аналогий с авианосными флотами империалистов. Водоизмещение по 40-60 тыс. тонн их не смущало. Ну ладно, крейсера так крейсера. Просто очень большие.
Расскажем вкратце о каждом. Слабонервных граждан и отставных замполитов просим удалиться от мониторов. Заметим предварительно, что все семь советских полноценных авианосцев строились по одному проекту – «Кречет» 1143, из них - шесть с паросиловой установкой, и один – с атомной. Фанат Пелевина во мне говорит, что печальная участь советской авианосной программы была предопределена номером проекта, включавшим в себя роковое сочетание цифр «43». Заклятые партнеры, как у них принято, называли наши авианосцы по головному кораблю серии – Kiev class Aircraft Carriers. Итак:
• «Киев», 1970/1972/1975 (закладка, спуск на воду и введения в строй). Головной корабль серии, 41300 тонн водоизмещения. Авиагруппа не поражает воображение – 12 вертолетов, 12 самолетов вертикального взлета и посадки. Да-да, тот самый Як-36 (он же Як-38), про который в советском ВМФ бытовало скабрезное присловье – уверен, многим подписчикам канала Noir оно известно. Служил на Северном флоте. Продан китайцам в 2000 году, использовался в качестве экспоната парка развлечений и отеля;
• «Минск», 1972/1975/1978. Систершип «Киева», разделивший с ним финал своего пути. С 2006 года – такой же экспонат китайского парка развлечений, правда, другого. Единственная разница с «Киевом» состоит в том, что первоначально «Минск» попал к южнокорейским покупателям, которые уже и перепродали корабль китайцам;
• «Новороссийск», 1975/1978/1982. Третий корабль серии выглядел брутальнее двух своих предшественников, не столько из-за выросшего на пару тысяч тонн водоизмещения, сколько из-за увеличившейся на треть авиагруппы – 18 вертолетов, 18 самолетов. Впрочем, это не спасло авианосец от списания менее чем через 11 лет после введения в строй. Все первые три «авианесущие крейсера СССР» были списаны в один черный день 30 июня 1993 года. Уже через год «Новороссийск» был продан на Восток, тем же самым южным корейцам, и разобран там на металлолом;
• четвертый советский «авик», 1978/1982/1987, успел сменить три названия, и сейчас бороздит воды Индийского океана под четвертым. По порядку – он был при спуске на воду «Харьковом», затем назывался «Баку», с 1990 года стал «Адмиралом Флота Советского Союза Горшковым». Под этим названием корабль прослужил четыре года, после чего началась почти двадцатилетняя эпопея продажи «Горшкова» в Индию. Переговоры, начатые в 1994 году и длившиеся 6 (шесть!) лет, после целой череды скандалов и ссор между партнерами по сделке, завершились передачей корабля индусам в конце 2013 года. Нареченный новыми хозяевами «Викрамадитья», авианосец является ядром западной группировки ВМС Индии, нацеленной против Пакистана и, по некоторым оценкам, способен в одиночку вынести весь пакистанский флот и часть его сухопутных сил «в одну калитку». А индусы, заполучив «Горшкова» в дополнение к уже имевшемуся авианосцу «Вираат» (экс-британский «Гермес»), тут же заложили на стапеле третий, уже собственной постройки. Спрашивается, кто тут бедная страна третьего мира?