Впервые о внутреннем ребенке как о структуре нашей психики заговорил К.Г. Юнг. В непростой период своей жизни он пошел на берег и стал делать из песка замки. В процессе этого, он понял, что делает то, что делают дети. И заметил, что ему становилось лучше. Много раз он наблюдал за собой это состояние и назвал его «божественное дитя».
Юнг считал, что это нормальная часть нашей психики. В ней наш опыт, который все время будет с нами.
Термин «внутренний ребенок» ввел Эрик Берн, американский психолог и психиатр, автор трансактного анализа. Это метод совершенствования межличностных отношений, который рассматривает три ЭГО-состояния людей – внутренний родитель, внутренний взрослый и внутренний ребенок.
Как же внутренний ребенок проявляет себя в нашей жизни?
Например, вы на кого-то обиделись и начинаете жаловаться кому-то; вам указали на ваши ошибки, а вы начинаете оправдываться; случается что-то неприятное и вам хочется убежать.
Это проявления в ситуациях, когда вы думаете, что с вами что-то не так. Вы чувствуете беспомощность, бессилие и неспособность ничего сделать.
Может включаться механизм избегания, манипулирования путем обид, слез, капризов и т.д.
Таким образов, внутренний ребенок – это одна из основных тем терапевтической работы. Практически ни одна глубокая работа с человеком не проходит у меня без этого.
Почему же эта работа так важна?
Дело в том, что структура «внутренний ребенок» формирует сценарии, которые проходят с нами через всю жизнь. Это способы взаимодействия с людьми, миром, наше поведение, эмоции в различных ситуациях. И часто так бывает, что внутренний ребенок требует исцеления.
Когда мы приходим в мир, то наш внутренний ребенок – это «дитя свободное». Но «свободное» - это тоже понятие относительное, так как мы уже имеем внутриутробный опыт и опыт зачатия, что тоже накладывает отпечаток.
Но все-таки такой внутренний ребенок несет в себе радость, открытость, доверие миру.
Ребенок рождается в семье, где с течением времени ему выносятся определенные предписания, как себя вести. Это родительские послания, которые внедряются в психику ребенка и называются интроектами.
Так у нас появляется «дитя адаптивное» - это травмированный ребенок, которому нужно было как-то выжить. Этот внутренний ребенок содержит в себе стыд, вину, обиду. Он желает поддержки, чувствуя неуверенность. Эти чувства могут быть тяжело переносимы, поэтому могут быть вытеснены в бессознательное.
И как будто бы забыли. Но в стрессовых ситуациях они поднимаются снова и причиняют боль.
Поэтому основная задача в работе – это достать из бессознательного то, что было вытеснено и поработать с этим.
Как показывает мой опыт, лучше всего это делать через творчество.
Ведь дети любят творить!
Подписывайтесь и читайте мои новые статьи, а я буду стараться делать их интересными и полезными для вас!
Мой канал в Телеграм "Красочная Психология" - https://t.me/artpsychologistl
Присоединяйтесь!
Принимаю заявки на консультации по телефону:
+7(981)950-92-62 (WhatsApp, Telegram, сообщения, звонок).
С уважением, психолог Людмила Алаторцева.