Найти тему
VIKENT.RU

Формирование педагогических методик в педагогике XIX века

Оглавление

Данная статья относится к Категории 🌌 История создания алгоритмов творчества

1. Photo by Belinda Fewings on Unsplash
1. Photo by Belinda Fewings on Unsplash

«В качестве эмпирического материала удобно взять методические пособия по обучению математике, так как они являются в значительной мере образцом методик, и вот почему.

Представление о методике сформировалось первоначально в 70-х годах XIX столетия именно в педагогике математики и затем в XX веке было распространено на другие виды практики.

Сфера обучения математике является типичной для современных видов деятельности, практикующих методики: в ней еще в прошлом столетии сложилась массовая деятельность, произошло разделение труда, выделились позиции практика-учителя и обслуживающих его работников. В упорядочении преподавания большую роль сыграла школьная организация (администрация). Наконец, конкретные методики обучения математике достигли не только развитой формы своего культурного существования, но, как мы покажем дальше, неоднократно завершали свое развитие, предоставляя место другим конкретным методикам обучения математике. Этот момент крайне интересно проанализировать, он должен помочь в решении проблемы эволюции методики.

До 70-х годов XIX века в русской педагогической литературе встречались переведённые с немецкого языка выражения: «методическое руководство» - 1836 г.; «методическая инструкция», «методическая последовательность» - 1825 г. В 70-80-х годах в работах В. Евтушевского, В. Латышева, В. Воленса, А. Гольденберга появляется термин «методика» (арифметики, геометрии, оснований учебного предмета, предмета обучения).

Однако в значении, близком к современному, это слово еще употребляется наравне с терминами «руководство», «методическое руководство». Но именно к семидесятым годам относятся первые обсуждения методики и ее назначения. В плане терминологии нетрудно заметить связь методики с методом (кстати, она может быть прослежена исторически).

2. Photo by Museums Victoria on Unsplash
2. Photo by Museums Victoria on Unsplash

В середине XIX века в педагогическую литературу входит термин метода.

Именно методы обучения математике обсуждались и задавались в многочисленных руководствах, инструкциях и, позднее, методиках. К началу XX столетия представление о методе тесно связывается с представлением научного метода (метода вообще), и где-то в середине века метод постепенно вытеснил методу. […]

Под методикой понималось руководство, задающее, так сказать, оптимальный, наиболее целесообразный способ преподавания, удовлетворяющий определенному закону. Поскольку цель обучения видели в развитии человека (его духа, мышления, чувств), а само развитие рассматривали как происходящее в результате усвоения научных предметов, постольку обучение считалось оптимальным в том случае, если приёмы и способы преподавания опирались, с одной стороны, на законы развития человека (их описывали философия и психология), а с другой - на закономерную связь содержаний в научных предметах.

«Но вот Песталоцци, используя свой принцип наглядности и индивидуального развития, требовал, чтобы преподаваемые предметы сообщались ученикам не иначе, как сообразно психологическому закону, тем самым им было положено основание «истинной элементарной методе», которой отдельные предшествующие ему педагоги (Базедов, Зальцман, Рохов) напрасно доискивались» (Паульсен И.И., Арифметика по способу Грубе, М., 1872 г., с. 1).

Суммируем теперь все наши предположения и соображения.
Итак, можно говорить о четырёх основных смыслах понятия «методика»:

  • идея определённой организации предметного материала;
  • идея нормативности методики;
  • идея обоснованности методики;
  • идея общезначимости методики».

Розин В.М., Методология: становление и современное состояние, М., «Московский психолого-социальный институт», 2005 г., с. 310-311 и 318.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист VIKENT.RU из 9-ти видео:

РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ: ТВОРЧЕСКОЕ / КРЕАТИВНОЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

Ваша свободная подписка на ютуб-канал VIKENT.RU 1-м кликом

+ Ваши дополнительные возможности:

Воскресным вечером 27 ноября 2022 в 19:59 (мск) на ютуб-канале VIKENT.RU пройдет онлайн-лекция № 299:

Смысл жизни: ГЛУПЫЯ ЗАВЕЩАНИЯ выдающихся (!) ЛИЧНОСТЕЙ

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Изображения в статье

  1. Photo by Belinda Fewings on Unsplash
  2. Photo by Museums Victoria on Unsplash

#vikent_ru #наука #педагогика #методология #НСИ #изобретение #алгоритм #методическаясистема #социальныеинновации #педагогическийдизайн #методика