Найти тему
Александр Пересвет

Закваска жизни и закваска погибели. Или проповедь с которой нельзя не согласиться.

“Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам,  ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете”, — сказал Христос (Мф.23)
“Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете”, — сказал Христос (Мф.23)

Здесь опубликована проповедь священника, с которой нельзя не согласиться. Слова батюшки верны и полезны. Вот что батюшка считает такой закваской в человеке.

Выдержка из проповеди митрополита Псковского и Порховского Тихона: "Сегодня, быть может, самое страшное для людей в Евангелие, слова Христовы, обращенные к некоторым Его современникам, но и к современникам нашим. Господь говорит о том, какой грех абсолютно отлучает от Бога, какое качество души делает человека абсолютно неспособным к Царствию Небесному. "Берегитесь от закваски фарисейской и саддукейской, которая есть лицемерие". Мы порой не очень понимаем опасности и значений, и смысла этой смертельной для христианина болезни."

Размышляя над словами этой проповеди сразу вспоминается Евангельский пример такой разной закваски. В Евангелиях описано, что как по разному приняли смерть Христос и его ученик Иуда Искариот. Мы знаем какая Закваска была в Богочеловеке Иисусе Христе. Она была от Бога-Отца. Заключалась она в Любви. Бог есть Любовь. Как Бог-Отец есть Любовь, так и Бог-Сын есть Любовь. Крестная смерть Христа ради всех людей есть высшее проявление этой Любви - принесение в жертву самого себя.

А какая закваска была у Иуды Искариота? Казалось бы - он ученик Христа и то семя, которое он принял о Христа должно было развиться. Но произошло прямо противоположное - развилось другое и дало страшный плод. Эта закваска - порок, сребролюбие. Это закваска которую использовал дьявол чтобы завладеть душой этого человека. Сначала дьявол ее купил за тридцать серебренников, а потом "прибрал к рукам" в удушающей петле. И всё это сделал сам Иуда по собственной воле.

Однако в этом проявилась не только закваска (порок) самого Иуды. Проявилась еще закваска фарисеев, которые подкупили его ради своей цели. Как верно сказал митрополит Тихон, фарисейская закваска - это есть закваска погибели.

А в чем заключается фарисейская закваска? Как я уже писал в этой статье, фарисейская закваска - это следование букве Священного Писания но не его духу. Это достижение своего интереса, используя слова Писания. Это то в чем постоянно обличал фарисеев и саддукеев Иисус Христос. Он (Христос) каждый раз обращал внимание что ни один Закон без Любви не действует, не имеет значения. Известный пример слов Христа про овечку: «Если у кого-нибудь из вас единственная овца в субботу упадёт в яму, разве он её не вытащит?" (МФ 12:11) Здесь Иисус показывает фарисейское использование заповеди о дне субботнем. И таких эпизодов в Евангелиях много. Фактически все они говорят, что ветхозаветные заповеди использовать без духа Любви - это соответствует поговорке "Закон как дышло, куда повернул туда и вышло". То есть любая заповедь может быть использована в злых целях, если в основе ее применения не лежит Любовь.

Отсюда, фарисейский подход - это прямое "побуквенное" толкование Писания без Духа Любви (Святого Духа), главенство которого провозглашал Христос.

Теперь перенесемся взором в наше время. Приведу пример такой же пары смертей как две тысячи лет назад. Эти две смерти хорошо демонстрируют разницу в закваске, о которой говорит Отец Тихон.

Первая смерть - это смерть человека казалось бы далекого от церкви и веры в Бога. Это геройская смерть бойца Красной Армии Александра Матросова. Как мы знаем, он закрыл своей грудью пулеметную амбразуру фашистов. Подумаем вместе - а какая закваска в нем была и дала такой плод? Ответ прост - это закваска той же Христовой Любви. Любви к людям, к Родине, к своему народу, к товарищам которые в этот момент гибли за его спиной от пулеметного огня фашистов. Этот человек подобен Христу, т.к. он принес в жертву ради Любви самого себя.

О второй смерти я узнал несколько лет назад, находясь в Калужской области. Чтобы понять суть той смерти надо послушать слова вот этого батюшки в этом коротком видео. Здесь батюшке женщина задает вопрос: "Можно ли разводиться если муж бьет". И батюшка отвечает строго словами Писания из которых следует что нет - нельзя. Так вот, на моей памяти случай, когда женщина, доведенная до крайней черты пьянством и побоями мужа, пришла в церковь, к батюшке. И он сказал ей то же самое и так же строго. Через день она повесилась. Здесь батюшка говорит только о том, что написано в Писании. И отрубает этим всю надежду страдающего человека на Бога, на справедливость, на избавление, на Божью Любовь. Это и есть пример фарисейской закваски. И самое страшное, что эта закваска действует именно в служителе церкви. И так же как две тысячи лет назад, эта закваска толкает душу в руки дьявола.

Можно привести еще одну такую пару примеров уже совсем в наши дни. Недавно состоялись похороны священника, протоиерея Михаила Васильева, который погиб выполняя свой священнический долг в зоне спецоперации на украине. Это ли не пример Христовой закваски в человеке, который во имя Любви к людям пожертвовал своей жизнью так же как и Иисус Христос.

А вот в "пару" с этим подвигом я бы поставил пример священника Павла Островского. В этом видео на канале Юлии Меньшовой он отвечает на вопрос о заповеди "Не убий" во время военных действий. "Война это зло!" - говорит он, не объясняя сколько нибудь вразумительно действие этой заповеди со стороны русских воинов и со стороны фашистов. Демонстрируя фарисейский подход и закваску. И даже героев Великой Отечественной войны он считает повредившими свои души - то есть фактически совершившими грех (ведь только грех повреждает душу).

"Война это зло!" - говорит батюшка Островский. Я спрошу - а что такое война? Что есть война для человека, у которого не остается других средств для защиты своего ближнего, своих близких, своего народа, своей страны? Во-первых война в этом случае - это Любовь к ближнему. Любовь именно в том смысле, о котором говорил Христос. Это во-первых. Во-вторых, раз обстоятельства объективно складываются так, что нет другого выбора кроме войны, значит это Воля Божья. И не выполнить эту Волю - значит не Любить Бога. Вот и выходит, что батюшка отвергает заповеди Иисуса Христа о Любви к Богу и Любви к ближнему.

Таким образом мы видим что митрополит Псковский и Порховский Тихон абсолютно прав. Разница в закваске Христовой и закваске фарисейской это есть разница закваски жизни и закваски погибели. И проявляется эта разница одинаково во все времена - как во время земной жизни Иисуса Христа, так и в наши дни.