Найти тему

Елена Чайковская: едва начав ходить, отправилась в ссылку

Там, где булыжное Хорошевское шоссе сливалось с Беговой улицей и где стоял еще старый деревянный Ваганьковский мост, после войны стали строить «немецкий городок». Строили его пленные немцы по проекту архитектора Чечулина: двухэтажные кирпичные дома с печками – газ провели позже, деревянные лестницы с балясинами, фасады украшены гипсовыми пятиконечными звездами, утопающими в цветах и фруктах.

Во дворах, на обширных пространствах между домами дети гоняли на велосипедах, зимой заливали катки. На одном из них училась кататься на фигурных коньках маленькая Лена Осипова.

Поселок заселили творческой интеллигенцией и, среди прочих, артистами театра Моссовета, в числе которых жилье получили и родители Лены – Анатолий Осипов и Татьяна Гольман. А надо в скобках заметить, что в 30е-40е годы этот театр был одним из самых звездных в Москве - здесь служили Фаина Раневская и Любовь Орлова, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, да и имя главного режиссера Юрия Завадского было у всех на устах.

Все обитатели моссоветовского "коттеджа" дружили, вместе праздновали Новый год и советские праздники, на огонек к ним заглядывала и Фаина Раневская, жившая, впрочем, совсем в другом месте.

Однако эта умилительная картинка – скорее счастливый промежуточный итог истории, которая начиналась ох как непросто.

С началом войны концертные бригады артистов театра отправились на фронт, в их числе был и Анатолий Сергеевич, а полуторагодовалую Лену с мамой, этнической немкой, имевшей, к тому же дворянские корни, выслали в Казахстан, в Чимкент.

Только после победы семья смогла вновь встретиться в Москве, да и то лишь благодаря усилиям главного режиссера театра Моссовета Ю.А. Завадского, ведь если бы не его настойчивость в «инстанциях», неизвестно как сложилась бы судьба Елены Чайковской.

В Москве же, несмотря на трудный быт, был театр, где Лена, как и многие театральные дети, часами развлекала себя в ожидании, пока закончатся репетиции родителей, впрочем, ей удавалось выступить и самой – так, вместе со Светой Немоляевой она снялась в эпизодах фильма «Близнецы» в 1945 году, а потом были еще «Слон и верёвочка» (1945) и «Первоклассница» (1948).

Но скудное и голодное военное детство дало о себе знать - врачи диагностировали раннюю стадию туберкулеза и рекомендовали занятия спортом на свежем воздухе: так отец и привёл Елену на стадион Юных пионеров, где она начала заниматься фигурным катанием, тренером её была Т. А. Толмачёва.

Елена Осипова
Елена Осипова

Здесь как раз и проявилась артистическая натура девушки, тренер выделяла ее не только за спортивные достижения, но и за умение создать на льду образ. Осипова была непременной участницей многочисленных соревнований и уже в 1957 году заняла первое место на чемпионате СССР.

Принимая участие в международных состязаниях, Елена не могла не замечать, что уровень подготовки спортсменов за рубежом заметно выше, чем в СССР, поэтому, приняв решение отказаться от собственной спортивной карьеры одиночницы, она задумалась о том, как изменить всю систему подготовки фигуристов.

Однако для того, чтобы заниматься этим профессионально, требовались специальные знания, поэтому после окончания школы Елена поступает в ГИТИС на балетмейстерский факультет, окончив который она становится первым дипломированным балетмейстером для балета на льду.

Позже в ГИТИСЕ был создан специальный факультет, на котором из бывших фигуристов готовят тренеров. В настоящее время этот факультет возглавляет профессор Елена Анатольевна Чайковская.

Я не стану перечислять всех выдающихся фигуристов-учеников Елены Анатольевны, меня лишь поразило то, что одна из учениц теперь сидит с ней рядом за судейским столом «Ледникового периода» - это Татьяна Тарасова. Во-первых, они выглядят наоборот, так, как будто это Чайковская ученица Тарасовой, а во-вторых даже странно, что Тарасова вообще может быть чьей-то ученицей: глядя на нее, создается впечатление, что она уже с пеленок всё знала сама лучше всех.

Так что теперь можно лишь согласиться с тем, что не было бы счастья, да несчастье помогло – а не случись казахстанской ссылки, не случись туберкулеза, кто знает, куда бы отправилась после школы Елена Осипова, вероятно, что и в актрисы. И пришлось бы фигурному катанию как-то самому развиваться, получилось бы?

Мне всегда очень интересно читать о перипетиях людских судеб, о том, как что-то, кажущееся бедой, только лишь подталкивает человека к выбору наиболее правильного, а иногда и единственно возможного жизненного пути, который и дает этом человеку возможность проявить себя в полной мере.

Об этом же читайте:

Скульптор Вера Мухина: лишившись носа, сделала первый шаг на пути к мировой славе