Найти в Дзене
Поликсена Торопецкая

Скульптор Вера Мухина: лишившись носа, сделала первый шаг на пути к мировой славе

Оглавление

Эта история началась в далеком 1889 году, когда в Риге, в семье богатого купца, мецената и изобретателя Игнатия Кузьмича Мухина родилась дочь Вера.

Барышня Вера Игнатьевна с детства имела влечение к художественному творчеству: в Феодосии, куда отец увез ее из промозглой сырой Риги, где умерла от туберкулеза ее мать, она начала заниматься рисунком с учителем, который все больше уверялся в том, что рука ее тверда, а глаз точен, что в будущем весьма и весьма возможно барышня может стать… да вот только учиться в живописной академии женщинам Российской империи не полагается.

Занятия прервались со смертью отца, когда пятнадцатилетней Вере и ее сестре пришлось перебраться в Курск, где родственники согласились приютить двух сирот. Там она и окончила гимназию, с отличием.

«Раз в год ездили в Москву проветриться, накупить нарядов. Потом нам пришло в голову: а почему бы не переехать? Переехали», — пишет Вера Игнатьевна.

О живописи Вера не забывала: рисовала сама, а уж после окончания гимназии сестры в 1910 году перебрались в Москву, где, поселившись на Пречистенке, юная художница вновь с головой окунулась в учебу - ходили заниматься в студии к Константину Юону и Машкову, Ивану Дудину,

Константин Юон. Зима (Черные березы). 1921 г. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея. Фото автора
Константин Юон. Зима (Черные березы). 1921 г. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея. Фото автора

мечтали о Париже – там, как грибы после дождя, одна за другой появлялись художественные академии: конечно, женщины могли поступить только в частную, но в России не было и такого.

Многочисленные родственники и слышать не желали: как это, девушка одна отправится за тридевять земель, непристойность какая. Да и нечего глупостями заниматься, пора замуж выходить. Веру такие разговоры выводили из себя – ну уж нет, чепец и самовар, выводок детей – это не для нее, увольте.

И случилось именно то, что называется «не было бы счастья, да несчастье помогло» - зимой 1912 года, катаясь на санках в дядином имении, Вера налетела лицом на ствол дерева, да так, что sучком ей снесло нос. Его, конечно, пришили в местной больнице, но теперь сердобольные родственники, глядя на девушку, отводили глаза: после несчастья, о замужестве, по их мнению, можно было забыть.

«2 января 1912 года я выбыла из строя почти на целый год, изрядно поранив себе лицо в одной спортивной катастрофе, которой, в конце концов, и должна быть благодарна, так как она определила мой дальнейший путь».

И Веру отпустили в Париж – должна же быть у женщины хотя бы профессия, если уж семьи не суждено иметь.

В Париже – счастье и свобода: такие же, как она, освобожденные от условностей девушки из Российской империи, Америки, Палестины с головой окунулись в атмосферу праздника, царившую в академиях и студиях Монпарнаса – Вера ходила в частную студию Коларосси и при этом посещала Академию Гранд Шомьер, класс французского скульптора-монументалиста Антуана Бурделя, ученика Огюста Родена.

Листайте галерею:

В Париже – подружки-единомышленницы: киевлянка Александра Экстер, Любовь Попова, с которой познакомилась еще в Москве, в студии Дудина.

Листайте галерею:

В Париже – пластические операции, позволившие нивелировать следы «спортивной катастрофы», хотя и не убрать их совсем.

Продолжая все также самозабвенно заниматься классической скульптурой, Вера

вдруг увлекается кубизмом,

с трудом понимая, как же совместить эти совершенно несовместные течения, мучается, в конце концов возвращается к скульптуре – но, если приглядеться, в ее последующих скульптурных композициях нет-нет, да и мелькнет нечто «кубистическое», даже в ставшей хитом скульптуре «Рабочий и колхозница», не говоря уж об эскизе памятника «Революция», сделанном в 1919 году для города Клина.

Революция, 1919 г. Эскиз памятника для Клина, бронза. ГТГ, Москва
Революция, 1919 г. Эскиз памятника для Клина, бронза. ГТГ, Москва

Покончив с академическими классами, Вера отправляется в Италию – вот где настоящая сокровищница скульптуры и живописи: Флоренция, Рим, скульптуры прямо на улицах, сиди и рисуй хоть весь день, пока не стемнеет.

Флоренция, уличная скульптура. Фото автора
Флоренция, уличная скульптура. Фото автора

В Россию возвращается летом 1914 года, магическим образом за две недели до начала войны, намереваясь после каникул вернуться и учиться дальше.

Разумеется, этого не произошло.

Вместо живописи и ваяния записывается на двухмесячные курсы сестер милосердия при Яузской больнице в Москве и поступает в госпиталь Общества русского коннозаводства около Арбатской площади. Потом тут откроется родильный дом имени Грауэрмана.

Три года Мухина совершенно бесплатно работала в госпитале, но умудрялась выкраивать время и для творчества.

С Александрой Экстер они оформляли постановку «Фамира-кифаред» по пьесе И. Анненского в московском Камерном театре.

Здание московского Камерного театра, ныне - театр им. Пушкина. Фото автора
Здание московского Камерного театра, ныне - театр им. Пушкина. Фото автора

В революцию семья лишилась всех средств:

«В 1918 году становилось трудно. Деньги наши ахнули. Трудно было достать продовольствие…».

Выжили благодаря мужу – Алексею Андреевичу Замкову – да-да, несмотря на катастрофу с носом, Мухина вышла замуж, муж был энергичен, предприимчив, врач-хирург – человек нужной профессии.

Но и Вера Игнатьевна продолжала свое дело, теперь это была не только скульптура, но и чисто прикладные работы:

театральный костюм, костюмы к фильму

– среди конструктивистских костюмов марсиан в фильме Якова Протазанова «Аэлита» 1924 года есть один костюм Гора для Юрия Завадского, созданный Верой Мухиной.

Листайте галерею:

Еще Мухину увлекала мода.

Во время НЭПа они с Александрой Экстер и скульптором Верой Поповой, сестрой Любови Поповой, основали артель. Стремясь заработать, придумали делать пояса и шляпы из рогожи, их красили, получались удивительные вещи.

И тут случилась еще одна удача:

Надежда Ламанова, знаменитый художник-модельер,

до революции одевавшая императрицу, а после руководившая «Мастерскими современного костюма», увидела как-то эти вещицы и стала их активно заказывать для своих моделей. Дружба-соратничество Мухиной и Ламановой продлилась потом долгие годы.

Листайте галерею:

Их судьбы были удивительно похожи: налаженную жизнь перечеркнула революция, вынудив начать все с чистого листа, а Ламановой на тот момент было уже 56, от былого благополучия не осталось и следа, но еще оставались силы, а главное – талант, и вот в 1925 году дамы приняли активное участие в подготовке легендарного

альбома «Искусство в быту»:

десять страниц из тридцати шести были посвящены бытовому костюму с выкройками – от пионерской формы до пальто.

Листайте галерею:

Альбом стал ценным пособием для дизайнеров – вся одежда, как выяснилось, могла быть собрана из деталей по принципу детского конструктора. Впервые был разработан метод пошива одежды, который лег в основу современных методик.

В том же году коллекция элегантной женской одежды, изготовленной из дешёвых грубых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи, с поясами, оформленными крашенным горохом, с выточенными из дерева пуговицами, шляпы – из рогожи, получает

гран-при на выставке в Париже с формулировкой «За национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением».

А два года спустя Мухина получила первое широкое признание и как скульптор - к десятилетию Октября ею была сделана скульптура «Крестьянка», за которую ей дали премию в тысячу рублей и наградили поездкой в Париж на три месяца.

Скульптура побывала в Венеции, там ее приобрел Ватикан. Мускулистые руки этой деревенской бабы Вера Игнатьевна лепила с мужа.

В.И. Мухина за работой
В.И. Мухина за работой

Однако, как большой скульптор Мухина состоялась только когда ей было почти пятьдесят – именно тогда она выиграла конкурс на «Рабочего и колхозницу», который был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года и благодаря которому ее имя хорошо известно всем и каждому, а потому на этом я и закончу, ибо целью моей публикации было рассказать о начале пути Веры Игнатьевны, показать ее ранние работы и плоды сотрудничества с Надеждой Ламановой – приоткрыть ту страницу ее биографии, которая известна не всем.

Видео с работами В.И. Мухиной смотрите здесь: "Ранние скульптуры Веры Мухиной на выставке "Музы Монпарнаса"

О муже В.И. Мухиной:

"Кто Вы, профессор Преображенский? – так кто на самом деле был прототипом героя «Собачьего сердца»

Статьи и видео об изобразительном искусстве и скульптуре здесь: #искусство рт

Об интересных людях: #persona grata рт

#выставки рт #история рт