Найти тему
Логопед дает ответ

Почему ребенок не может научиться читать?

Оглавление
https://godliteratury.ru/articles/2017/05/13/pochemu-rebenku-trudno-chitat-bolshie
https://godliteratury.ru/articles/2017/05/13/pochemu-rebenku-trudno-chitat-bolshie

На дворе 2022 год, девятилетние школьники поднимают свой бизнес и активно снимают об этом ролики. Родители натыкаются на эти шедевры, ерзают на стуле и обещают себе с завтрашнего дня снова вернуться к попыткам научить читать свое чадо. И вот настаёт момент Х. Ребенок снова пытается соединить несоединимое, родитель пыхтит и старается не сорваться, но итог один: все недовольны и расходятся по своим делам без особых результатов. Давайте разбираться, в чем причина.

-2

1.Слишком рано начали.

В наше время все развивается стремительно, не отстают и дети тревожных родителей. К началу школьного обучения (для некоторых) стыдно не читать на двух языках, как минимум. Но если прийти в себя и вернуться в реальность, то окажется, что мозг не собирается принимать активное участие в этом балагане. Все так же левое полушарие готово помогать в овладении анализом и синтезом после 4 лет. Да, конечно, все мы индивидуальны и некоторые дети сами учатся читать раньше этого возраста, но это исключение. Благоприятный период - 5-7 лет, когда языковая система сформирована, межполушарное взаимодействие работает, на достаточном уровне развиты те мозговые структуры, которые отвечают за успешное овладение навыком.

2.Не может соединить буквы

Время подошло, ребенок прекрасно запомнил буквы, но соединить их в одно целое - пытка и абсурд для дошкольника. Да, ребенок просто не понимает как соединяются звуки и слоги. В этом случае нужно спуститься пониже и поработать над позиционным анализом на слух (какой звук первый в слове, последний, какой в середине, какой перед...после...). Если выясняется, что звуки не различаются даже на слух ("какой звук первый в слове шапка?" Ответ - "С или Ж или ША"), то необходима работа над фонематическим восприятием, чтобы ребенок различал отдельные звуки.

3.Не может запомнить буквы

Ребенок может прекрасно соединять звуки на слух, но буквы - это что-то страшное и непонятное. Буквы не должны учиться все сразу, лучше по 2-3 каждый день. Придумывайте на что они похожи и собирайте по памяти из счетных палочек, камешков и другого материала. Если при таком подходе все равно нет результата, то причина может быть в незрелости зрительно-пространственных представлений (для того, чтобы запомнить буквы нужно понять куда какая линия идет, как они расположены в пространстве, сколько элементов). Также могут быть сложности со зрительной памятью.

-3

4.Неправильное обучение.

Важно учить называть букву именно звуком (м - это не ЭМ, а один звук м), иначе на выходе в чтении будет не "мама", а "эмаэма" и вы уже никак не докажете, что читаются они совсем иначе.

Не учите сразу читать словами, здесь нужна специальная методика. Залог продуктивного чтения - хорошая отработка слогов. Они должны читаться мягко (не "М...А - МА", а плавно "ммммм-а") и достаточно быстро, чтобы ребенок не успел забыть первый слог, читая второй в слове. Поэтому "тише едешь, дальше будешь".

У меня в блоге вы можете найти несколько игр, которые скрасят процесс обучения чтению.

Помните - не бойтесь обращаться к логопеду, если не справляетесь. Как правило нужно "подтянуть" некоторые процессы и навык формируется.