Найти в Дзене
,тАк сказАть,

Заяц с сигаретами, или Ложная аргументация

«Можно, конечно, и зайца научить курить. В принципе, ничего нет невозможного», – с легкой непосредственностью замечает секретарша Верочка в фильме «Служебный роман». Жёсткое утверждение про зайца – типичный пример преувеличения или гиперболы. Важно, что её аргументируют доводом: «Возможно всё». 

Рисунок Олеси Курило
Рисунок Олеси Курило

Всё возможно только в математическом мире цифр с его законами вероятности. В реальном же мире иначе. Природа противится: заяц не может удержать сигарету. Но внешне слова секретарши, которые рисуют фиктивное как реальное, выглядят вполне разумно и убедительно. Потому что паразитируют на истинной аргументации и на том, что человек склонен прислушиваться к доводам.

Истинная аргументация предполагает, что между причиной и следствием есть жёсткая связь в реальности – причина вызывает следствие: «Потому что на улице дождь, я возьму зонт», «Заяц бьёт задними лапами, так как чем-то недоволен», «Меня мучила жажда, и я выпил воды».

При ложной аргументации связь нарушается, настоящая причина подменяется фиктивной, выдуманной, никак не связанной со следствием: «Потому что паркетный пол скользит, я возьму с собой зонт», «Заяц бьёт задними лапами, так как фильм “Зеркало” вышел в 1975 году», «Рельсы безвозвратно уходили на восток, и я выпил воды».

Звучит это всё дико, но восприятие человека устроено так, что он в первую очередь фиксируется на самом факте присутствия аргументации, а в детали вникает редко. У него складывается картина доказательности, а чего доказательство стоит, он задумывается не всегда. Есть оно – и хватит. А если есть, то информации можно доверять.

Ложный аргумент – фальшивый бумажный мост: с виду надёжное сооружение, а доверился ему, ступил на него и полетел в тартарары. «Я честный человек – я в гимназии училась», – убеждает клиентов героиня Фаины Раневской в фильме «Лёгкая жизнь».

Фото из сети Интернет
Фото из сети Интернет

Ложная аргументация используется, чтобы запутать собеседника, создать впечатление доказанного факта там, где его нет, представить ерунду как убедительную картину, замаскировать фикцию. Борьба с ней требует усилий.

Чтобы разглядеть её, нужно оспорить утверждение, вникнуть в его смысл. Очистить утверждение от эмоциональной шелухи и понять, если связь между тем, что вам навязывают и тем, как это доказывают. Полезно также создать аналогичное предложение с тем же отношением между частями, но другими словами. И всё станет понятно.

Прочно забытый провинциальный актёр с мессианским жаром любуется собой: «Европа – это моя вторая родина, так как я по совершенно непостижимой причине создала европейский театр на окраине России, в 1985 году, как ты знаешь, совсем не похожий на псевдо-русский квасной театр, который вы все считаете русским)))».

Модель здесь: «Европа – моя вторая родина, потому что я когда-то что-то сделала, что с ней косвенно связано». По этой же модели: «Африка – это моя вторая родина, так как я без видимых причин и поводов сорок семь лет назад, как ты знаешь, вымазал себе лицо гуталином и стал похож на коренного жителя Африки, совсем не похожего на того, кто там живёт на самом деле»; «Австралия – это моя вторая родина, так как я знаю, как она называется».

Лукавые дрессировщики зайцев подбирают ложные аргументы, вообще не заботясь об их правдоподобности. Так Рина Зелёная в фильме «Подкидыш» легко связывает желание старушки попить воды и пропажу пианино.

Сталкивались ли вы с такими случаями? Как их оцениваете? Поделитесь примерами? О чём ещё хотите узнать?