Найти в Дзене
AIRBORNE

Визуальный полёт - это как?

Оглавление

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.

В малой авиации на небольшой легкомоторной технике основным средством навигации являются глаза пилота (ну и GPS-ка с картой для подстраховки). Куда смотрю - туда и лечу. Но даже для таких относительно простых полетов установлены правила и условия, при которых такие полеты можно осуществлять. Такие визуальные полеты называются «полеты по ПВП» - то есть по Правилам Визуальных Полетов.

В полете по ПВП
В полете по ПВП

Требования при выполнении полетов по ПВП

Все требования прописаны в Федеральных авиационных правилах N128 «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ» - основном законе для пилотов.

Требования при полетах по ПВП устанавливаются в зависимости от высоты, на которой будет проходить полет: ниже 300 м или на 300 м и выше. Здесь имеется в виду так называемая «истинная высота», то есть расстояние по вертикали от воздушного судна до пролетаемой местности.

Полет по ПВП на истинных высотах менее 300 м имеет всего 4 простых требования и должен выполняться:

  • при видимости водной или земной поверхности;
  • вне облаков;
  • днем при видимости не менее 2000 м;
  • ночью при видимости не менее 4000 м.

Полет по ПВП на истинных высотах 300 м и более должен выполняться:

  • при видимости водной или земной поверхности;
  • на расстоянии по вертикали от воздушного судна до нижней границы облаков не менее 150 м и на расстоянии по горизонтали до облаков не менее 1000 м;
  • днем при видимости не менее 2000 м;
  • ночью при видимости не менее 4000 м.

То есть при полетах по ПВП на высотах 300 м и выше добавляется требование по расстоянию до облачности, которое необходимо соблюдать.

Полет по ПВП на высотах 300 м и выше
Полет по ПВП на высотах 300 м и выше

Вроде бы все выглядит довольно просто: летай сколько хочешь, если видимость позволяет - главное не соваться в облака, обходя их на указанных расстояниях и постоянно наблюдать земную/водную поверхность.

Однако летать визуально можно и над облакам, если это необходимо. Для этого требуется выполнение ряда условий, а также наличие определенных метеоусловий.

Полет по ПВП может осуществляться над облаками, если:

  • расстояние по вертикали от облаков до самолета не менее 300 м;
  • в случае полета между слоями облачности расстояние между слоями не менее 1000 м;
  • видимость в полете не менее 5000 м;
  • при прогнозируемых метеоусловиях на аэродроме назначения за 1 час до и 2 часа после ожидаемого времени прилета, составляющих:

-видимость не менее 5000 м;

-облачность не более 2 октанов и отсутствие прогнозируемого тумана, ливневых осадков и гроз. (в авиации кол-во облачности определяется в «октантах» - частях, на которое поделено небо, максимум может быть 8 октантов).

Полет по ПВП над облаками
Полет по ПВП над облаками

Основные правила при полете по ПВП

Командир ВС при полете по ПВП:

  • визуально обходит на установленном расстоянии видимые объекты и те, о которых получена информация от диспетчера;
  • принимает своевременное решение о возврате на аэродром вылета, о полете на запасной аэродром или переходе на полета по ППП (Правила полетов по приборам) при ухудшении метеоусловий до значений ниже установленных (то есть тех, которые описаны выше);
  • по запросу диспетчера сообщает информацию о местонахождении воздушного судна и условиях полета.

Крайний пункт - самый интересный, ведь чтобы доложить свое местоположение, нужно знать, где ты находишься. (логично, да?) А чтобы не потерять ориентировку и в каждый момент времени знать, где ты летишь, нужно знать правила ведения визуальной ориентировки.

Визуальная ориентировка

По большому счету визуальная ориентировка представляет собой сличение пролетаемой местности с картой этой местности, так мы определяем свое местоположение.

По-хорошему, для ведения визуальной ориентировки сначала нужно изучить район, в котором будет выполняться полет, ознакомиться с характерными ориентирами, а также подготовить полетную карту: нанести на нее маршрут, поворотные пункты, курсы, расстояния и т.д.

Пример подготовленной карты
Пример подготовленной карты

Также не помешает заранее рассчитать ШБЖ (Штурманский бортовой журнал) по маршруту: внести поворотные пункты маршрута, их курсы, время пролета, расходы топлива на каждом участке маршрута и так далее. Но все-таки необходимо знать непосредственно сами правила ведения ориентировки:

  1. Перед сличением карты с местностью сориентировать ее по сторонам света, чтобы расположение ориентиров на карте было по­добным расположению ориентиров на местности. Проще говоря, расположить карту «по полету», то есть так, чтобы нос самолета был направлен вдоль линии пути.

2. Сочетать визуальную ориентировку с прокладкой пути, что­бы создать благоприятные условия для сличения карты с местно­стью в районе предполагаемого местонахождения самолета.

3. Ожидать появления ориентиров в пределах видимости, то есть знать, какой ориентир и с какого направления должен появиться.

4. Вначале следует опознать крупные, наиболее характерные ориентиры, а затем переходить к опознаванию более мелких ори­ентиров, расположенных вблизи линии пути самолета или под са­молетом.

5. Ориентиры надо опознавать не по одному, а по нескольким отличительным признакам, чтобы не спутать ориентиры. Основными признаками ориентиров являются их размеры, кон­фигурация, окраска. К дополнительным признакам относятся: тип, количество и направление дорог, подходящих к ориентиру. Ориентир считается достоверно опознанным, если все его при­знаки совпадают с их изображениями на карте и если опознаются другие ориентиры, находящиеся вблизи линии пути самолета.

Все эти знания помогут не потерять ориентировку и безопасно летать по ПВП как на «кукурузнике» Ан-2, так и на технике побольше.

—————————————————————

До новых встреч и хорошего полета!