Итак, зима пришла. Как всегда, внезапно. Но в этом году ещё и довольно рано. Вчера возвращался в Москву из Тверской области со стороны Калязина, где снегопад начался накануне. Но если в четверг снег лишь присыпал землю, то вчера зима показала свою решимость лечь до весны.
Я, слава богу, на новенькой шипованной резине – выехал без проблем. Но дальше — как обычно. Местные дороги, понятное дело, еще не чищены. На подъездных — ладно, там движение малое, можно не спеша прокрасться до более-менее нормального асфальта. Но местные узкие трассы, кое-где уже посыпанные песочком, который смешался со снегом и превратился в грязную кашу, весьма неприятны — быстрее 80 км/ч ехать не хочется.
Полотна дороги не видно, уже образовались спонтанные несимметричные колеи, машину ведет. Собственно, льда, против которого насыпан песок, на дороге я не ощутил. Хотя мой товарищ, который путешествовал в том же регионе в тот же день, затормозив, выкатился на перекресток трассы. Ему повезло, что дорога в этот момент была пустой. Вообще-то, там частенько проходят фуры…
Хочу отметить главные особенности наших зимних региональных дорог после снегопада:
- Полотна дороги не видно. Края дороги не распознаются. При обгоне вы действуете на свой страх и риск: если вас потянет на обочину, вы не знаете, где закончится дорога.
- Выбоин и ям не видно. Крепче держать руль, резко не тормозить.
- Разметки не видно. Едешь примерно по своей полосе. Встречка так и жмется к середине дороги. Особенно удивляют подчас большегрузы — понятно, «жираф большой, ему видней». Но так и хочется поморгать фарами: имейте совесть!
- В снежно-грязевой каше образуются несимметричные разметке колеи. Особенно на поворотах. Если дорога достаточно широкая, это не страшно. Кстати, вам приходила мысль, что вот по этим спонтанным колеям и надо было делать дорогу чуть большего радиуса на поворотах? Но почему-то ее сделали так, как будто по ней до сих пор ездят на лошадях с подводами.
- Под снегом может быть лед. Резко не тормозить (в общем, это главное правило зимой вместе с умеренной скоростью передвижения).
- Встречный поток едет близко к разделительной полосе. Уже упоминали — нужно быть готовым прижаться к своей обочине (которой не видно…).
- Грузовики поднимают облака снежной пыли, затрудняющей обзор. Нужно увеличивать дистанцию. При обгоне стоит быть особенно осторожным.
- Тормозной путь увеличен. Тут все ясно. ABS нам в помощь, но и сами не плошаем — тормозим интервально. Лично я люблю тормозить понижением передачи, т. к. езжу на «механике». Тормозные колодки меняю не часто.
При всем при этом некоторые умудряются даже в снежном тумане ехать с выключенными фарами.
И вот представьте, что перед вами левым боком прямо вдоль разделительной полосы со скоростью 90 км/ч едет фура, вздымающая стену снежной пыли. На дороге колеи из снежной грязи, левой обочины не видно из-за снега. Выискивая прямые промежутки дороги, где обгон разрешен, жмешь на газ и прижимаясь к левой обочине, балансируя в колее, матерясь или молясь, начинаешь обгонять это чудо грузовой техники. И тут из белесой дымки навстречу вырисовывается силуэт авто. Просто кто-то едет без света. Наверное, экономит бензин. Приходится срочно тормозить, перестраиваться обратно и ждать следующего удобного момента. Может, несколько километров.
И вот еще: путешествуя по просторам России, не забывайте про лосей и других крупных лесных и степных зверей: оленей, кабанов, косуль и т. д. Зимой происходит их миграция, т. е. активное передвижение. Дорожный знак «Дикие животные» не для украшения обочин и не для того, чтобы мы гордились, что у нас в лесах еще много дичи. Гордиться можно, не обращать внимания на знаки — нельзя. Особенно там, где лес вплотную подходит к полотну дороги. Миг — и лось уже перед вами.
И тут все зависит от скорости машины и вашей реакции. Но даже если она прекрасная, на высокой скорости ее может не хватить для безопасного торможения…
Лично я в таких местах быстрее 80-ти стараюсь не гнать.
В снегопад — 60. В сумерках и это слишком быстро.
Фары лес не освещают! Ну, если только адаптивные, специально настроенные. Кстати, дикие животные активны именно в сумерках. Так что лучше сбавить скорость. Понятно, что современные автомобили оснащены системами ABS, ESP (DSC), ASR, AFL (ASL) и другими электронными ассистентами водителя.
Все равно, я зимой быстрее 100 км/ч позволяю себе только на больших многополосных трассах в хорошую погоду. Ведь инциденты происходят, когда несколько неблагоприятных факторов накладываются друг на друга одновременно.
А ситуации бывают самые непредсказуемые.
Несмотря на все трудности, именно зимой и на длинных маршрутах приобретается бесценный опыт и навыки управления автомобилем. Но не стоит торопиться и рисковать. Потому что слететь зимой с обочины — плёвое дело.
А как вы рулите зимой?
Автор: Иван Биркенштольц, независимый автор медиагруппы Хакнем