Найти тему
Ольга Николаева

ГРЁЗЫ

Полуденное солнце было так ярко, как бывает оно на исходе зимы. Но Эмма Андреевна совсем не замечала его пронзительной чистоты. На душе у неё было пусто и темно.

Только что позвонила дочь. Из больницы. Удручённая, тихо сказала:

- Мама, всё повторилось… Врачи говорят, что в моём случае дальнейшие попытки бесполезны…

Значит, Дина никогда не подарит ей внука или внучку. А ведь они так надеялись… но чуда не произошло.

Говорят, когда у вас появляются внуки, вы понимаете, что такое настоящая любовь. В этот момент вы переосмысливаете свою жизнь, а ощущение того, что стали бабушкой (или дедушкой) – это, пожалуй, сильнейшее из эмоций. И ещё говорят, что внуков любят по-особенному…

Эмма Андреевна недавно разменяла седьмой десяток. Но ни дочка, ни сын до сих пор не сделали её бабушкой. Многие её приятельницы давно обзавелись внуками, а кто-то уже и правнуков нянчит. Хотя были и есть те, чьи взрослые дети не торопятся становиться родителями, желая пожить для себя. Лично она статус «бабушка» воспринимает, как настоящий подарок судьбы. Всё случается в своё время. Рано или поздно внуки у неё будут. И от неё самой это ну никак не зависит.

Своих первых внуков она ждала от дочки. Дина, старшая, с замужеством не тянула – свадьбу сыграли сразу, как только диплом получила. Оба с мужем молодые, здоровые. Только вот с детьми с самого начала не заладилось. Беременность наступала… а вот сохранить её никак не удавалось.

- Посмотришь вокруг, - сетовала Эмма Андреевна, - кому-то бесценный дар материнства легко даётся, а кто-то, как моя Диночка, годами не может родить малыша.

Почему так происходит? Дочка у неё серьёзная, порядочная, не какая-нибудь вертихвостка. Всё детство и юность от родителей – ни на шаг. Всегда дома. Если в отпуск, то тоже всей семьёй. Институт рядом с домом – не надо разлучаться.

- Что ж, остаётся запастись терпением и ждать, когда сынок подарит мне долгожданных внуков…

Андрею тоже уже за тридцать. Долго искал свою вторую половинку. Недавно женился. Но у молодых на всё свои планы.

Вот для её детей бабушка и дедушка были очень дорогими и близкими людьми. Настоящий подарок судьбы! Каждодневное общение, взаимопомощь, совместные дела… Их любовь, их забота, их драгоценное время, проведённое с внуками, неоценимы и безмерно дороги. За детей Эмма Андреевна всегда была спокойна. Знала, что, когда они с мужем на работе, с теми всё в порядке. Они накормлены, ухожены, обласканы. Бабушка и одевала, и кормила, и следила за детьми. А сказки, песенки, стишки – всё это они узнавали от неё.

Выходя на прогулку, двухлетняя Дина теребила бабулю за рукав:

- Это какая циХра? А это? – имея в виду номера близлежащих домов.

Они вместе учили таблицу умножения, которая «отскакивала» от зубов, повторяли буквы, складывая их в слова, и всё это – в игровой форме.

То же повторялось и с Андрюшкой. Когда шли с ним из детского сада, загибали пальчики на руках, считая, сколько дней осталось до выходных: понедельник, вторник, среда… Дедушке в семье отводилась не менее важная роль. От него получали бесценный жизненный опыт, представление о моральных ценностях, добре и зле и т.д.

Ах, какой замечательной она будет бабушкой!.. К этой, новой для себя роли, Эмма Андреевна готова очень давно. Это особенное состояние, оно внутри нас, и им надо тихо наслаждаться. В её душе разливается безмерная нежность. Какие они будут, её внуки? На кого похожи? Да это неважно. Главное, чтобы были здоровы.

Ей тоже есть, чему научить внуков. Она непременно станет обучать их музыке. В её самой большой комнате стоит огромный рояль с чёрной полированной крышкой, в которой отражаются бесчисленные баночки, флаконы и фарфоровые статуэтки. Волшебный инструмент. Эмма Андреевна до сих пор даёт частные уроки музыки. К ней приходят дети, и педагог стремится с младых ногтей привить им любовь к музыке.

- Музыкальный инструмент развивает мелкую моторику, - объясняет она родителям своих учеников. – Это очень актуально в наши дни, когда дети проводят много времени за компьютером.

А летом она станет возить своих малышей на дачу, чтобы – свежий огурчик с грядки, спелая ягодка с куста…

… Дину выписали из больницы. Зять привёз жену и тёщу домой, а сам – на работу, ждали неотложные дела.

Женщины сели на кухне, заговорили, но «больную» тему обходили стороной.

- Ты посиди, доча, сегодня похозяйничаю я, - Эмма Андреевна разрезала торт (Диночкин любимый, сама испекла к её выписке), разлила по чашкам дымящийся чай.

- Это мой грех… - вдруг шёпотом произнесла дочь.

- Это ты сейчас о чём? – не поняла мать.

- А вот о чём. Твоему внуку или внучке сейчас могло быть 20 лет, мама…

Совершенно сбитая с толку, женщина начала лихорадочно производить в уме нехитрые математические подсчёты:

- Какие 20 лет? У меня не сходится. Ты замужем лишь 15. А 20 лет назад ты была ещё школьницей.

- Вот именно. Школьницей. Точнее, выпускницей. Это произошло на выпускном вечере. Мы тогда гуляли до самого утра, и Максим… я его очень сильно любила…

- А твой муж? – во рту у Эммы Андреевны вдруг пересохло… - он знает?

- Нет, ну что ты, он бы мне это никогда в жизни не простил.

Мысли путались, сильное волнение вдруг охватило женщину.

- Но как такое, вообще, возможно? – спросила она задыхающимся голосом. – Как тебе удалось скрыть тааакое от нас с отцом?

- Мама, я сама тогда жутко испугалась. Когда поняла, что беременна. Максим с родителями переехал в другой город. Сразу же после получения аттестата. Мы даже не смогли с ним увидеться.

- Но почему ты нам ничего не сказала? – никак не могла взять в толк Эмма Андреевна.

- Я боялась. Очень. Папа, он ведь был у нас такой строгий. Сам всегда на руководящей работе. Ты тоже на виду. Я просто не имела права подвести вас, опозорить…

- И что было дальше?

- В панике я побежала к тёте Вере. Она ведь врач…

- Но не гинеколог же. Участковый терапевт.

- Я в этом мало, что понимала. Но она мне помогла, всё устроила. Через час всё было кончено, и в обед я уже была дома. Ты подумала тогда, что я чем-то отравилась…

- Но как Вера могла? А ещё подруга! Врачебная тайна? Это теперь так называется?

- Мама, ты на тётю Веру не обижайся. Сначала она не хотела мне помогать. Ругала меня последними словами, грозилась рассказать обо всём вам с папой. Тогда я сказала, что жить не буду и что-нибудь с собой сделаю…

Хорошо ли мы знаем своих детей? Нет-нет, знать о них буквально всё совсем необязательно. Право на личное пространство никто не отменял. Но и пускать на самотёк их взросление никак нельзя. Эмма Андреевна полагала, что, если в отношениях с детьми царят любовь и доверие, этого вполне достаточно. Те автоматически будут застрахованы от ошибок. Теперь она поняла, что они с мужем должны были, нет, просто обязаны говорить с дочкой и сыном на самые разные, в том числе, «взрослые» темы. Говорить откровенно. Вовремя предостеречь и дать дельный совет. Да что уж теперь? Прошлого не вернуть и не исправить. После драки кулаками не машут…

… Если очень-очень сильно чего-нибудь захотеть, это непременно сбудется. Через несколько дней Эмме Андреевне позвонил сын. Он был радостно возбуждён:

- Мама, здравствуй! У меня классная новость! Если всё будет хорошо, то летом ты станешь бабушкой…