Найти в Дзене
Путь сердца

КТО ТАКИЕ ПРЕДАННЫЕ?

Слушатель: Кто такие преданные? Можем ли мы назвать себя преданными? Или это условно мы называемся преданными Господа? Б. Ч. Бхарати Свами: Шридхар Махарадж однозначно на этот вопрос отвечает: "Нет, мы не преданные. Мы соискатели, мы кандидаты. Мы можем надеяться на то, что сможем услужить преданным". Он вспоминал, когда кто-то из новичков сказал: "Я преданный", ему ответили: "Нет, нет, нет, мы не преданные. Мы только надеемся, что сможем послужить преданным". Шридхар Махарадж говорит: "И в этом наша великая надежда. Наша надежда не в том, что мы увидим Бога, познаём Бога, попадём в Его дхаму, то есть в Его обитель, в обитель Кришны, станем Ему преданными. Наша величайшая надежда – это хоть как-то однажды услужить тем, кто служит тем, кто служит Ему. Это величайший идеал". Это высочайший идеал истинного вайшнава. А так мы в обиходе себя называем преданными, потому что как-то себя надо обозначать. Определение — это некий символ, который отличает одно от другого. Мы говорим: "Преданные п

Слушатель: Кто такие преданные? Можем ли мы назвать себя преданными? Или это условно мы называемся преданными Господа?

Б. Ч. Бхарати Свами: Шридхар Махарадж однозначно на этот вопрос отвечает: "Нет, мы не преданные. Мы соискатели, мы кандидаты. Мы можем надеяться на то, что сможем услужить преданным". Он вспоминал, когда кто-то из новичков сказал: "Я преданный", ему ответили: "Нет, нет, нет, мы не преданные. Мы только надеемся, что сможем послужить преданным". Шридхар Махарадж говорит: "И в этом наша великая надежда. Наша надежда не в том, что мы увидим Бога, познаём Бога, попадём в Его дхаму, то есть в Его обитель, в обитель Кришны, станем Ему преданными. Наша величайшая надежда – это хоть как-то однажды услужить тем, кто служит тем, кто служит Ему. Это величайший идеал". Это высочайший идеал истинного вайшнава.

А так мы в обиходе себя называем преданными, потому что как-то себя надо обозначать. Определение — это некий символ, который отличает одно от другого. Мы говорим: "Преданные поехали в Джаганнатха Пури". Если мы будем философски подходить к каждому из этих терминов: "преданные" – кто это такие, "поехали" – в обитель Бога нельзя поехать, "Джаганнатха Пури" – как мы туда попадём. То есть, если мы начнём копаться, мы не дойдём до истины. Но нам нужно как-то обозначить. В данном случае мы будем иметь в виду группу, имеющую похожие признаки внешности: Туласи, тилака.

Есть термин "севака", то есть служака. Шридхар Махарадж иногда его употреблял. Бхакта-севака — служака, бхакта, преданный. Но мы для упрощения говорим "преданный". Или "садхака" он ещё говорил. Садхака – тот, кто пытается следовать садхане, духовной практике. В нашем обиходе, преданный — это тот, кто практикует, то есть тот, кто помещает себя в среду служения.

Мы все, проходя этот жизненный путь, практикуем, подвергаем себя воздействию разных агентов влияния: каких-то философий, мировоззренческого влияния. Мы добровольно им отдаёмся, добровольно подвергаем себя влиянию, когда включаем телевизор или Ютуб и слушаем какую-то информацию. Это практика. И тот, кто себя добровольно подвергает воздействию вайшнавов, среде вайшнавов, тот называется преданным. Для упрощения. То есть преданный — это не обязательно тот, кто с мешочком в руках, с тилакой, в дхоти и в сари, а это тот, кто себя подвергает воздействию, влиянию вайшнавов. А это уже не внешние признаки. Потому что можно быть в одной комнате вместе с вайшнавами, но не подвергать себя их воздействию: думать о чём-то или смотреть в телефон, быть в другом пространстве.

Б.Ч. Бхарати Махарадж

Из беседы от 18 ноября 2022 года