Несколько нарциссических личностей были хорошо охарактеризованы в фильмах. Большинство из них были поразительными и легко идентифицировались как типичный высокомерный или психопатический нарциссический тип, такой как Грэхэм Маршалл в фильме «Удар по системе», а также Грегори Энтон в «Газовом свете» и Джозеф Гидеон во «Всём этом джазе».
«Удар по системе» (1990)
Грэхэм Маршалл окрылен идеей получить заслуженное повышение по службе… Но судьба улыбнулась другому. В погоне за успехом иногда приходится убивать. По плану Маршалла убийство жены – это только начало. То, что произойдет потом, взволнует и удивит Вас. Вы узнаете, на что еще способен человек ради достижения своей цели. Неужели план Маршалла осуществится? https://www.kinopoisk.ru/film/9540/
«Газовый свет» (1944)
Лондон, 1875 год. Юная Пола шокирована убийством родной тёти, популярной оперной певицы, поэтому переезжает в Италию. 10 лет спустя девушка уже достигла определённых высот в классическом пении, но её больше заботит личная жизнь. Пола выходит замуж по большой любви и, поддавшись на уговоры мужа, возвращается в лондонский дом. Страшные воспоминания не дают девушке покоя, и, кажется, она теряет связь с реальностью — начинает страдать провалами в памяти и галлюцинациями, а по ночам Поле мерещится, что газовое освещение в доме становится слабее. https://www.kinopoisk.ru/film/951/
«Весь этот джаз» (1979)
Фильм о творческой карьере Джо Гидеона, его взаимоотношениях с женщинами, в частности, с бывшей женой Одри и дочерью Мишель, где он показан эгоцентричным трудоголиком, который доводит себя до инфаркта. https://www.kinopoisk.ru/film/7708/
Два недавних французских фильма, однако, «Читай по губам» Жака Одиара и «Пианистка» Михаэля Ханеке (по роману Эльфриды Елинек) прекрасно изображают застенчивую и более сдержанно представленную, но все еще сильно нарушенную нарциссическую личность.
Карла Бем (её сыграла Эммануэль Девос в фильме «Читай по губам») – одинокая, слабослышащая, чувствительная к стрессу, низкооплачиваемая секретарша в офисе, с которой плохо обращаются, она обладает исключительной способностью читать по губам. Аудиторию удивляет ее стремление к межличностному контролю, личное влияние и способность к мстительности.
35-летняя Карла Бем — обычная секретарша в конторе по торговле недвижимостью. Вся её жизнь состоит из повседневной рутинной работы и одиночества дома. К тому же, Карла очень плохо слышит. Она носит слуховой аппарат и умеет читать по губам. Поэтому с радостью принимает предложение получить себе в помощь стажёра — 25-летнего Поля, недавно вышедшего из тюрьмы. https://www.kinopoisk.ru/film/41954/
Эрика Кохут (в роли учительницы фортепиано, которую играет Изабель Юппер) – чувствительный, но стойкий профессор музыки и пианистка, она перфекционист и проявляет удивительную жестокость и садомазохистское поведение по отношению к своим ученикам в качестве преподавателя фортепиано и к своей навязчивой и контролирующей матери, с которой она живет и делит спальню.
Эрика – профессор Венской консерватории. Но сама она далека от гармонии небесных сфер. Женщина всё ещё спит в одной кровати со старой матерью, тайно посещает порномагазины и под кроватью держит набор садомазохистских инструментов. Когда же в неё влюбляется один из учеников, она шокирует его своей реакцией и поведением. https://www.kinopoisk.ru/film/784/
Мы следим за встречами между этими женщинами и их партнерами-мужчинами – Полом, неквалифицированным офисным помощником, только что выпущенным из тюрьмы, и Уолтером, исключительно красивым и одаренным пианистом-студентом. В то время как Карла и Эрика сначала сопротивляются, а затем быстро завоевывают господство над своими партнерами, у них также есть яркие фантазии о своих собственных сексуальных ролях и опыте в таких встречах. Кажущееся беспорядочным и покорным поведение Карлы, тем не менее, сопровождается замечательной способностью к воспоминаниям, сотрудничеству и наслаждению триумфом, которое постепенно перерастает в близость и ее участие в страстном общении с Полом после успешного совместного воплощения преступного замысла. Однако утонченные манеры Эрики и расчетливый интерес скрывает глубокое замешательство и отвращение к близости. По мере того, как ее доминирование подрывается, она становится все более отчаявшейся, и попытки Уолтера преследовать свое собственное желание, когда он пытается прочитать и выполнить ее садистские инструкции, приводят к личному распаду Эрики и окончательной отрешенности.
Источник: Ronningstam, Elsa. Identifying and Understanding the Narcissistic Personality.