Главный инструмент в работе спикера – его речь. Непросто завладеть вниманием аудитории, но еще труднее сохранить его на протяжении всего выступления, воздействуя не только информационно, но и эмоционально. И здесь важно соблюдать баланс, дабы расположить аудиторию к себе, не вызвав обратного эффекта.
Эмоции как показатель эффективности
Для формирования лояльности и доверительного отношения аудитории к спикеру, необходимо установить контакт, который включает в себя зрительную, смысловую и эмоциональную составляющие. Сегодня как раз остановимся на последней. Люди на 85% усваивают информацию через невербальные каналы связи – и как раз через эмоции общение с аудиторией складывается максимально эффективно.
Заговори, чтоб я тебя увидел
А вот спикерская практика показывает, что заговорить – недостаточно. Важно транслировать желаемое не столько словами, сколько мимикой, жестами, паузами, тем самым помогая аудитории их «считывать». Некогда Пол Экман определил 5 базовых эмоций человека, которые представляют собой «фундамент» для всех прочих – этот же список актуален и для спикера.
5 базовых эмоций для супергероя Человека-спикера
1. Радость – внутреннее состояние, которое отзывается в человеке то «бабочками в животе», то ярким восторгом. Для спикера умение передать радость порой кроется в трансляции грядущих позитивных изменений после внедрения в жизнь полученных здесь же умений и навыков, мотивации для покорения всё новых вершин.
2. Грусть порой производит на аудиторию большее впечатление, но здесь важно спокойствие говорящего. Помните, что слёзы должны быть на глазах у слушателей, но никак не у вас.
3. Удивление же проявляется в условном состоянии ребёнка: открытого, любознательного, искреннего. Поддаётся эта эмоция не всем, но производит впечатляющий эффект.
4. Азарт как смесь гнева и удовольствия, внутренний драйвер выступающего, некий индикатор, определяющий спикера, который «горит» своей темой. Здесь легко рождаются шутки, импровизация, интерактив – а это уже прямой путь в самое сердце зрителя.
5. Страх сопровождает спикера всю жизнь, если выступления действительно играют в его жизни не последнюю роль. Важно дать этой эмоции место внутри себя и позволить ей быть.
Екатерина Фан:
Бесстрашный человек – не тот, который не боится, а тот, кто боится и делает. Я сама – такой человек. Каждая эмоция даёт возможности и влияет на аудиторию. Важно уметь их распознавать, управлять ими и транслировать залу. Среди эмоций невозможно выделить плохие и хорошие – есть ресурс, которым вы всегда можете распорядиться на своё усмотрение.
Центр принятия решений
Есть результаты тематического исследования, в котором приняли участие люди с дисфункцией части головного мозга, отвечающей за эмоции. По ходу изучения удалось выяснить, что без эмоций человек не в состоянии принимать решения. Этот эксперимент наглядно показывает необходимость эмоциональной составляющей даже в повседневной жизни, когда надо выбрать, что же всё-таки готовить на ужин, как сигнальной системы о происходящем в организме и за его пределами.
Александра Чайка:
Попробуйте представить огромного индийского слона с крошечным погонщиком на его спине. В спокойствии и полном повиновении своему всаднику слон оказывает огромную помощь и несёт созидательную силу. В то же время в противоположном расположении духа он выходит из-под контроля, крушит всё на своём пути – тем самым несёт буквально смертельную опасность. Так и в нашем организме слон – это весь спектр эмоций, которые обладают огромной мощью и энергией, а погонщик – разум. И наша задача состоит в том, чтобы «погонщик» мог управлять своим «слоном». В этом управленческом умении и состоит стратегическая задача эмоционального интеллекта – на нём мы сегодня еще остановимся подробнее.
Учиться, учиться и учиться
Для эффективного использования эмоций в работе спикера важно начать с изучения и понимания собственных эмоций, умения их назвать. В этом отличными помощниками могут стать дневник эмоций и измеритель эмоций. Важно понимать, что они не делятся на плохие и хорошие – но по эффективности воздействия на человека.
Измеритель эмоций
Рассмотрим 4 квадрата, расположенных на двух осях: по горизонтали располагается степень приятности или неприятности проживания того или иного эмоционального опыта, по вертикали – энергетический подъём.
Соответственно, синий квадрат – низкая энергия и неприятные эмоции (страх и печаль). Жёлтый – максимально приятная эмоция и высокая энергия (радость, удивление). В красном «живут» злость и отвращение, а в зелёном – доверие и интерес. В частности, для спикера важно понимать, что выходить на сцену лучше, пребывая в пределах жёлтого квадрата. Но в жизни бывают ситуации, когда на эмоциональный фон значительно воздействуют внешние обстоятельства. И здесь на помощь придёт эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект как инструмент в работе спикера
Принципиально новый ресурс управления своим состоянием, позволяющий вовремя распознавать, направлять и применять свои и чужие эмоции для достижения результата. Как и любой инструмент, эмоциональный интеллект помогает в решении поставленных задач при умелом использовании, позволяя выйти на новый уровень взаимодействия в бизнесе, управлении и личных коммуникациях.
На одной волне
Аудитория, уловившая и чувствующая эмоциональную волну спикера, разделяет его состояние, примеряет на себя, сопереживает – и, как следствие, внимательно слушает и доверяет. А это уже половина успеха. Смысловая нагрузка, безусловно, играет важную роль. Но если сколь угодно осмысленная речь не вызывает эмоций – спикер провалил выступление, не пройдя испытание критерием «свой-чужой». В итоге, даже самый наполненный смыслом и важной информацией спич не слушают, не запоминают, и в целом в процессе занимаются своими делами.
Из всего вышеперечисленного следует, что тщательной подготовки речи к выступлению недостаточно – важно настроиться на одну частоту и суметь её транслировать аудитории, оставаться живым человеком, прежде всего, со своими переживаниями, откровениями, весёлыми историями, секретами, любопытными фактами и просто интересным повествованием. Ведь если эксперт зажигает – значит это кому-нибудь нужно, значит, ему верят, за ним следуют, его ценят, и хотят видеть снова и снова.
Ключевые слова: эмоции, интеллект, спикер, впечатление, эффективность.
Над материалом работали:
Александра Чайка - сертифицированный тренер по развитию эмоционального интеллекта (EACEIP), бизнес-тренер, бизнес-коуч, автор курса и игры по эмоциональному интеллекту.
https://instagram.com/chaika_ei
Екатерина Фан - тренер по публичным выступлениям, председатель правления Закрытого клуба предпринимателей.