Найти тему

Вызывай эмоции! 5 базовых эмоций для эффективной работы спикера

Оглавление

Главный инструмент в работе спикера – его речь. Непросто завладеть вниманием аудитории, но еще труднее сохранить его на протяжении всего выступления, воздействуя не только информационно, но и эмоционально. И здесь важно соблюдать баланс, дабы расположить аудиторию к себе, не вызвав обратного эффекта.

Эмоции как показатель эффективности

Для формирования лояльности и доверительного отношения аудитории к спикеру, необходимо установить контакт, который включает в себя зрительную, смысловую и эмоциональную составляющие. Сегодня как раз остановимся на последней. Люди на 85% усваивают информацию через невербальные каналы связи – и как раз через эмоции общение с аудиторией складывается максимально эффективно.

-2

Заговори, чтоб я тебя увидел

А вот спикерская практика показывает, что заговорить – недостаточно. Важно транслировать желаемое не столько словами, сколько мимикой, жестами, паузами, тем самым помогая аудитории их «считывать». Некогда Пол Экман определил 5 базовых эмоций человека, которые представляют собой «фундамент» для всех прочих – этот же список актуален и для спикера.

5 базовых эмоций для супергероя Человека-спикера

-3

1. Радость – внутреннее состояние, которое отзывается в человеке то «бабочками в животе», то ярким восторгом. Для спикера умение передать радость порой кроется в трансляции грядущих позитивных изменений после внедрения в жизнь полученных здесь же умений и навыков, мотивации для покорения всё новых вершин.

2. Грусть порой производит на аудиторию большее впечатление, но здесь важно спокойствие говорящего. Помните, что слёзы должны быть на глазах у слушателей, но никак не у вас.

3. Удивление же проявляется в условном состоянии ребёнка: открытого, любознательного, искреннего. Поддаётся эта эмоция не всем, но производит впечатляющий эффект.

4. Азарт как смесь гнева и удовольствия, внутренний драйвер выступающего, некий индикатор, определяющий спикера, который «горит» своей темой. Здесь легко рождаются шутки, импровизация, интерактив – а это уже прямой путь в самое сердце зрителя.

5. Страх сопровождает спикера всю жизнь, если выступления действительно играют в его жизни не последнюю роль. Важно дать этой эмоции место внутри себя и позволить ей быть.

Тренер по публичным выступлениям, председатель правления Закрытого клуба предпринимателей Екатерина Фан на Всероссийском молодёжном образовательном форуме "Территория смыслов".
Тренер по публичным выступлениям, председатель правления Закрытого клуба предпринимателей Екатерина Фан на Всероссийском молодёжном образовательном форуме "Территория смыслов".

Екатерина Фан:

Бесстрашный человек – не тот, который не боится, а тот, кто боится и делает. Я сама – такой человек. Каждая эмоция даёт возможности и влияет на аудиторию. Важно уметь их распознавать, управлять ими и транслировать залу. Среди эмоций невозможно выделить плохие и хорошие – есть ресурс, которым вы всегда можете распорядиться на своё усмотрение.

Центр принятия решений

Есть результаты тематического исследования, в котором приняли участие люди с дисфункцией части головного мозга, отвечающей за эмоции. По ходу изучения удалось выяснить, что без эмоций человек не в состоянии принимать решения. Этот эксперимент наглядно показывает необходимость эмоциональной составляющей даже в повседневной жизни, когда надо выбрать, что же всё-таки готовить на ужин, как сигнальной системы о происходящем в организме и за его пределами.

Сертифицированный тренер по развитию эмоционального интеллекта (EACEIP) Александра Чайка на программе "Развитие эмоционального интеллекта педагогов", ставшей победителем гранта Президента РФ в 2022 г.
Сертифицированный тренер по развитию эмоционального интеллекта (EACEIP) Александра Чайка на программе "Развитие эмоционального интеллекта педагогов", ставшей победителем гранта Президента РФ в 2022 г.

Александра Чайка:

Попробуйте представить огромного индийского слона с крошечным погонщиком на его спине. В спокойствии и полном повиновении своему всаднику слон оказывает огромную помощь и несёт созидательную силу. В то же время в противоположном расположении духа он выходит из-под контроля, крушит всё на своём пути – тем самым несёт буквально смертельную опасность. Так и в нашем организме слон – это весь спектр эмоций, которые обладают огромной мощью и энергией, а погонщик – разум. И наша задача состоит в том, чтобы «погонщик» мог управлять своим «слоном». В этом управленческом умении и состоит стратегическая задача эмоционального интеллекта – на нём мы сегодня еще остановимся подробнее.

Учиться, учиться и учиться

Для эффективного использования эмоций в работе спикера важно начать с изучения и понимания собственных эмоций, умения их назвать. В этом отличными помощниками могут стать дневник эмоций и измеритель эмоций. Важно понимать, что они не делятся на плохие и хорошие – но по эффективности воздействия на человека.

Измеритель эмоций

Рассмотрим 4 квадрата, расположенных на двух осях: по горизонтали располагается степень приятности или неприятности проживания того или иного эмоционального опыта, по вертикали – энергетический подъём.

-6

Соответственно, синий квадрат – низкая энергия и неприятные эмоции (страх и печаль). Жёлтый – максимально приятная эмоция и высокая энергия (радость, удивление). В красном «живут» злость и отвращение, а в зелёном – доверие и интерес. В частности, для спикера важно понимать, что выходить на сцену лучше, пребывая в пределах жёлтого квадрата. Но в жизни бывают ситуации, когда на эмоциональный фон значительно воздействуют внешние обстоятельства. И здесь на помощь придёт эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект как инструмент в работе спикера

Принципиально новый ресурс управления своим состоянием, позволяющий вовремя распознавать, направлять и применять свои и чужие эмоции для достижения результата. Как и любой инструмент, эмоциональный интеллект помогает в решении поставленных задач при умелом использовании, позволяя выйти на новый уровень взаимодействия в бизнесе, управлении и личных коммуникациях.

-7

На одной волне

Аудитория, уловившая и чувствующая эмоциональную волну спикера, разделяет его состояние, примеряет на себя, сопереживает – и, как следствие, внимательно слушает и доверяет. А это уже половина успеха. Смысловая нагрузка, безусловно, играет важную роль. Но если сколь угодно осмысленная речь не вызывает эмоций – спикер провалил выступление, не пройдя испытание критерием «свой-чужой». В итоге, даже самый наполненный смыслом и важной информацией спич не слушают, не запоминают, и в целом в процессе занимаются своими делами.

Из всего вышеперечисленного следует, что тщательной подготовки речи к выступлению недостаточно – важно настроиться на одну частоту и суметь её транслировать аудитории, оставаться живым человеком, прежде всего, со своими переживаниями, откровениями, весёлыми историями, секретами, любопытными фактами и просто интересным повествованием. Ведь если эксперт зажигает – значит это кому-нибудь нужно, значит, ему верят, за ним следуют, его ценят, и хотят видеть снова и снова.

Ключевые слова: эмоции, интеллект, спикер, впечатление, эффективность.

Над материалом работали:

Александра Чайка - сертифицированный тренер по развитию эмоционального интеллекта (EACEIP), бизнес-тренер, бизнес-коуч, автор курса и игры по эмоциональному интеллекту.

https://instagram.com/chaika_ei

Екатерина Фан - тренер по публичным выступлениям, председатель правления Закрытого клуба предпринимателей.

https://instagram.com/fan.slova?igshid=N2ZiY2E3YmU=