Для фотографа свет - главный инструмент. Собственно, им мы "пишем", "рисуем" наши фотокартины. Это очевидно, но зачастую начинающие фотографы не обращают внимание на некоторые нюансы. Рассмотрим их подробнее в этой статье. Но для начала разберёмся, что же такое свет и как с его помощью получается фотография.
Свет - это электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом. Его лучи имеют свойство отражаться от разных поверхностей. Именно на нём и построен принцип работы зеркального фотоаппарата и проекция изображения на светочувствительный элемент (плёнку или матрицу). То есть фотография - это зафиксированная проекция отраженных от объекта съёмки лучей света.
Понимание того, как лучи поведут себя в тех или иных условиях, играет важную роль в художественности фотографии. Ведь для шикарного кадра недостаточно только хорошей освещённости. Фотографы к свету должны быть внимательны, они должны его видеть, как бы это странно ни звучало, и уметь его "заарканить". То есть поймать и правильно использовать.
Если говорить об искусственном освещение, то тут всё понятно - оно у нас в руках, и мы можем им руководить и ставить его так, как нам необходимо. А вот естественное освещение надо видеть, точнее, уметь замечать его нюансы, свето-теневые рисунки, и использовать их.
Так как же это сделать и для чего?
Передача фактуры
Это очень хорошо просматривается в снимках архитектуры с декоративными элементами. Для передачи рельефа, например, лепнины, необходим боковой свет. Идеальное время съёмки для этого - до обеда или после, когда Солнце не в зените, светит немного сбоку и даёт длинные тени.
Сюжет снимка
Такие решения очень выгодны в чёрно-белой фотографии - они создают графичность. И для этого в первую очередь нужна наша наблюдательность. Заметить интересный свето-теневой рисунок в окружающей нас среде, создать с его помощью сюжет и вовремя сфотографировать - вот, что необходимо сделать. Почему делается акцент на "вовремя"? Солнечным лучам свойственно менять своё направление относительно объекта съёмки из-за вращения Земли - и через пять минут мы можем получить совсем другой рисунок света.
Решающий момент
Горный пейзаж прекрасен сам по себе. И, казалось бы, можно не заморачиваться с его съёмкой. Но так ли это? Альпийские луга со световыми пятнами не выглядят ли интереснее лугов с ровной освещённостью? Если хочется добавить именно такую "изюминку" в горный пейзаж, нужно снимать в определенных условиях (переменная облачность) и поймать нужные световые пятна на лугах.
Акцент
Луч света может падать на предмет, освещая его и выделяя от общего плана. Например, как на этом снимке солнечный луч освещает дерево на фоне грозового неба, создавая контраст. Такое "локальное" освещение можно наблюдать летом перед грозой.
Я представила немного примеров, но по ним можно понять, в каком направлении двигаться. Резюмируя скажу ещё раз, что основная задача фотографа для захватывающих снимков - это умение видеть свет и работать с ним. Смотрите вокруг себя, замечайте интересные свето-теневые рисунки. Если не удаётся сразу снять сюжет с необходимой освещённостью, то запомните время, когда свет падал именно так, и прийдите в другой день. Не ленитесь снимать на рассвете: только предрассветный свет имеет такие нежные оттенки, а боковые лучи восходящего Солнца - длинные тени, подчёркивающие рельеф.
Задайтесь целью видеть свет - и вас это захватит.