Найти в Дзене
Алексей Trust

Путешествие на Памир. Часть 9 - Перевал Ак-Байтал, высота 4655 метров

Кишлак Мургаб — это полная противоположность Хорога.

По своей брутальности Мургаб опережает даже Воркуту.
По своей брутальности Мургаб опережает даже Воркуту.

И если столица Памира буквально кипит жизнью и заряжает энергией, то здесь, на высоте 3612 метров, весь оптимизм и надежды на лучшее будущее разбиваются о монотонный пейзаж и скромный быт. Небольшой базар, несколько магазинов и автозаправочных станций, отделение милиции и гостиница, вот пожалуй и вся жизнь. 

На сколько я понял, местная религия не обязывает женщин закрывать лицо. Либо тут очень холодно, либо я не так что-то понял.
На сколько я понял, местная религия не обязывает женщин закрывать лицо. Либо тут очень холодно, либо я не так что-то понял.
Живут тут скромно, но нарядно.
Живут тут скромно, но нарядно.

Я не собирался тут надолго задерживаться, но прогноз погоды вносил свои корректировки. 

Находясь на противоположном конце Памирского Тракта, всего в 300 км от цивилизации, кишлак был полностью от нее отрезан. С одной стороны, это тысяча километров разбитых и опасных дорог, а с другой - второй по высоте перевал в мире. 4655 метров — это та высота, на которой заканчивается вся жизнь вообще.  С этой высоты люди поднимаются в горы с кислородной поддержкой, это максимальная высота для негерметичных самолётов, а обычные вертолёты выше вообще не поднимаются. Даже вода здесь кипит уже при температуре 85 - 87 градусов.

Мою же ситуацию сильно омрачал прогноз погоды, который с каждым часом становился всё хуже и хуже.

-4

Снег с дождем не прекращался с самого утра, температура около нуля. Облака грозно висели прям над головой. Казалось, что их можно буквально потрогать рукой. Лишь тусклый ореол солнечного диска, пробивающийся через небесную муть, давал небольшую надежду посетить Ак-Байтал сегодня. Сегодня, или уже никогда. 

Оценив нижний край облачности в 3700 метров, а верхний в 4000 метров, было решено выезжать на перевал сейчас.

Дорога проходила в прямом смысле через облака, внутри которых сыро и холодно.

Как в песне: «Дорога в облака»
Как в песне: «Дорога в облака»
-6

Казалось, что эти последние километры до перевала не закончатся никогда. Даже асфальт под колёсами не радовал, как раньше, а кофе становилось холодным как только покидало термос и оказывалось в кружке. 

Да, это снег идёт.
Да, это снег идёт.

За облаками погода действительно оказалась лучше. Местами даже светило солнышко, и витамин D начал делать свое дело. Настроение росло вслед за высотой, пока совершенно внезапно прямо передо мной не возник он:

Странное ощущение. Вот ты ещё путешествуешь, а потом бац, финиш. И теперь ты не путешествуешь, а возвращаешься домой.
Странное ощущение. Вот ты ещё путешествуешь, а потом бац, финиш. И теперь ты не путешествуешь, а возвращаешься домой.

Если написать в поисковике «путешествие на Памир», именно этот щит вы увидите в результатах поиска. Увешенный наклейками путешественников, он является своего рода визитной карточкой, самым узнаваемым местом во всём Горном Бадахшане. Именно тут делают фотографию: «Я был на Памире».

Культурно ли клеить наклейки на знаковые места? Напишите в комментариях, что думаете.
Культурно ли клеить наклейки на знаковые места? Напишите в комментариях, что думаете.

Положив руку на щит, еще несколько минут я не мог поверить в реальность происходящего. Он всегда казался мне просто картинкой из интернета, каким-то абстрактным местом в мире, до которого способны добраться только самые успешные и матёрые путешественники, которых в реальной жизни и не существует вовсе. И вот я здесь, и вот я тоже делаю фотографию: 

«Я был на Памире». 

Фото для друзей.
Фото для друзей.
Фото для интернета.
Фото для интернета.

Сам перевал не видовой, каких-то головокружительных видов с него не открывается. Голова кружится только от недостатка кислорода. Достаточно пару раз пройтись со штативом и сделать несколько фотографий, как уже хочется присесть отдохнуть. 

Местами на перевале была даже нормальная дорога.
Местами на перевале была даже нормальная дорога.
-13

Перевал Ак-Байтал был конечной точкой моего путешествия, и по совместительству самой высокой на всём маршруте — 4655 метров. Это и есть «Крыша Мира». 

Надпись на щите не обманула, действительно, 4655 метров.
Надпись на щите не обманула, действительно, 4655 метров.

Вот так, 6го октября, в окружении холодных и безжизненных гор, с остывшим кофе в кружке, я отмечал маленькую победу в большом путешествии. 

Место, где навигатор определил самую высокую точку.
Место, где навигатор определил самую высокую точку.

Кроме гор и снега вокруг нет ничего, ни одной живой души, лишь протяжно завывает ветер, ударяясь о каменистые уступы. Удивительно, как похожи эти ноты на мотивы местных песен, такие же раскатистые, гулкие и пробирающие до мурашек.

Под этот замечательный аккомпанемент, с чувством выполненного долга, я спустился обратно в Мургаб. 

Говорят, что дорога домой всегда проще и короче. 

Но на Памире «проще», не значит «легко».

Об этом уже в следующей статье.

Путеводитель по статье:

Часть 1 - Сборы

Часть 2 - Опа, Азия - Европа

Часть 3 - Казахстан

Часть 4 - Киргизия

Часть 5 - Таджикистан

Часть 6 - Душанбе, западные ворота на «Крышу Мира»

Часть 7 - Памирский Тракт, по «Крыше Мира»

Часть 8 - Перевал Харгуш

Часть 9 - Перевал Ак-Байтал высота 4655 метров

Часть 10 - Первый снег

На этом всё, с уважением Алексей Trust. 

Если понравилась статья, жми ПАЛЕЦ ВВЕРХ👍 и не забудь ПОДПИСАТЬСЯ, чтобы не пропустить следующую часть. 

👇Читайте так же👇

 Первые Моторы России. Неочевидные факты

 Атомная подводная лодка в подмосковных Мытищах

 О путешествиях с детьми

 Как простая интернет игра повлияла на развитие автотуризма в России?

 Белый Городок