Найти в Дзене
Зелёный портфель

Минфин готовит новую реформу. 4 триллиона рублей пенсионных накоплений изымут с фондового рынка?

Давно хотел затронуть тему пенсионного обеспечения в России как очень близкую и очень понятную мне поскольку приходилось работать в данной сфере. И тут меня стригерила новость, что наш минфин всё таки хочет до конца года протолкнуть в правительство проект реформы пенсионных накоплений. Если честно, то я уже сбился какая это по счёту попытка реформировать замороженную в 2014 году накопительную часть, да и время выбрано не очень подходящее, были годы и поспокойнее. Хотя я догадываюсь почему минфин стал форсировать эту тему именно сейчас, но обо всём по порядку.

Небольшая Большая предыстория, с чего собственно всё начиналось. В 2002 году в России была проведена масштабная пенсионная реформа. Тогда руководил министерством финансов небезызвестный Алексей Кудрин. Предпосылками проведения реформы стала ухудшающаяся демография, и общемировая тенденция к старению населения, как следствие невозможность дальнейшего функционирования солидарной пенсионной системы в её чистом виде.

Солидарная пенсионная система - это когда страховые взносы в пенсионный фонды, которые работодатели уплачивают за наёмных работников (а так же ИП платят взносы за себя) направляются на выплаты текущим пенсионерам. То есть Пенсионный Фонд, сложно назвать именно фондом, потому как он не аккумулирует никакие средства, а только перераспределяет. При такой схеме на одного пенсионера должно приходиться не меньше 3-х работающих граждан. Это соотношение давно не выдерживается и сейчас составляет примерно 1 к 1,5. В отсутствии трансферов из федерального бюджета это приводит к фактическому снижению пенсий.

И экономический блок правительства в начале нулевых оглядываясь на запад решил перенять опыт некоторых стран где массово стали проводиться пенсионные реформы, суть которых заключалась в создании накопительно-распределительной пенсионной системы. Это когда в дополнении к основной страховой пенсии добавлялась накопительная часть, которая формировалась за счёт части тех же самых страховых взносов в пенсионный фонд. Размер этих самых страховых взносов в ПФР и тогда и сейчас для наёмных работников составляет 22% от размера ФОТ (фонда оплаты труда или попросту белой зарплаты), их оплачивает работодатель из своего кармана. И вот, в 2002 году 6% из этих самых страховых взносов стали поступать в накопительную часть будущей пенсии работника, а 16% по-прежнему направлялись в солидарную часть, или попросту шли на текущие выплаты пенсионерам. С 2002 по 2004 год в накопительную часть отчисления поступали у всех работающих граждан кто еще не вышел на пенсию, с 2004 года в накопительную часть средства продолжили поступать только у граждан 1967 года рождения и моложе.

Накопительная часть не зависела от стажа, а исключительно от денежных поступлений, то есть размера белой зарплаты, облагаемой налогами и страховыми взносами и соответственно измерялась не годах стажа, не в баллах, а в рублях. По сути такая копилка или пенсионный вклад.

С 2008 по 2015 год даже действовала программа государственного софинансирования накопительной части пенсии, позволяющая добровольно самому пополнять накопительную часть своей пенсии и получать такую же сумму от государства к своим накоплениям (на сумму от 2 до 12 тысяч рублей в год).

Но просто оставлять лежать деньги в этой копилке означало бы приговорить их к обесцениванию перед натиском инфляции и поэтому было принято решение накопительную часть инвестировать в ценные бумаги, или попросту в фондовый рынок по аналогии с западными пенсионными фондами. В том же 2002 году вместе с проведением реформы был принят закон 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации". Для будущего пенсионера (рожденного после 1966 года) это означало, что независимо от его желания пенсионный фонд передавал его накопления на инвестирование. Если сам не выбрал кто будет инвестировать его накопления (Управляющая Компания или Негосударственный пенсионный фонд), то пенсионный фонд по-умолчанию передавал их в управление государственной УК - ВЭБ (ВнешЭкономБанк).

И УК и ВЭБ и НПФ покупают на фондовом рынке российские ценные бумаги (акции и облигации) чтобы получать инвестиционный доход. 10-15% от полученной прибыли УК или НПФ оставляют себе как комиссию за управление.

Так к 2013 году в России открылось более 200 УК и Негосударственных Пенсионных Фондов желающих заработать на управлении пенсионными деньгами граждан. Кто-то имел целью действительно заработать на комиссии за управление, а кто-то откровенно выводил деньги в оффшоры и умышленно банкротил структуры в которые вкладывал деньги. Рынок пенсионных накоплений оказался слабо регулируемым и ЦБ в 2013 году пришлось экстренно вводить систему гарантирования и акционирования Негосударственных Пенсионных Фондов чтобы видеть конечных выгодоприобретателей и структуру активов (ранее НПФ имели статус НКО), а также проводить санацию обанкротившихся НПФ.

-2

Вместе с началом обязательного акционирования НПФ и создания системы гарантирования пенсионных накоплений на базе АСВ было принято решение заморозить накопительную часть пенсии. Что означало, что дальнейшие взносы в накопительную часть начиная с 2014 года больше не поступали. Вместо этого те 6%, которые ранее поступали в накопительную часть были снова направлены в страховую. Не смотря на долгие обещания разморозить накопительную часть после того как будет создана система гарантирования, заморозка ежегодно продлялась, а потом и вовсе было объявлено, что возврата к прежней системе не будет. Справедливости ради, стоит отметить, что возврат к солидарной системе также произошел во многих странах, где подобный эксперимент проводился. Думаю главной причиной стало безразличие граждан к этим накоплениям, поскольку эти накопления формировались не из их кармана, а из страховых взносов работодателя, без непосредственного участия самого работника, да и в целом мало кто задумывается на столь долгую перспективу, как и на что он будет жить на пенсии.

Изначально планировалось сохранить взносы в накопительную часть на уровне 6% для тех кто явно выберет НПФ или ВЭБ до 31 декабря 2015 года, тем самым подтвердив что ему нужна накопительная часть, а не только страховая, но фактически этот выбор ни на что не повлиял, и накопительная часть больше не и у кого не пополняется. Те накопления, которые были у граждан сформированы с 2002 по 2013 год, а так же инвестиционный доход никуда не исчезли и продолжают инвестироваться либо в ВЭБе, либо в НПФ. Всего с 2002 года сформировалось свыше 4 трлн. рублей пенсионных накоплений в рамках системы обязательного пенсионного страхования, у более чем 70 млн граждан России, которые примерно поровну распределены между ВЭБ и НПФ - по 2 трлн. рублей, однако по количеству застрахованных лиц лидирует ВЭБ, т.к НПФ привлекали в основном экономически активное население с крупными счетами.

Накопительную часть кстати всё ещё можно забрать по старому возрасту выхода на пенсию (55/60 лет). Моей маме в этом году исполнилось 55 и она получила единоразовую выплату порядка 85 тысяч рублей из её НПФ (мало конечно, но это из-за того что после 2013 года взносы заморозили, и доходность НПФ была очень низкой, но об этом далее.)

Важно также отметить, что накопительная часть, в отличие от страховой, является наследуемой, до момента первой выплаты, если гражданин не дожил до пенсии, но накопления имеют право получить наследники.

Те же кто был уверен, что уже лучше одна страховая пенсия "ну, как раньше, по стажу", тоже разочаровались в 2015 году. Потому что государство преподнесло им сюрприз в виде пенсионных баллов, так же называемых индивидуальным пенсионным коэффициентом (ИПК). Теперь, для того чтобы иметь право на получение страховой пенсии по старости помимо достижения этого самого возраста (напомню что он поэтапно повышается до 60/65 лет) нужно ещё и набрать не менее 30 баллов, а так же иметь не меньше 15 лет общего трудового стажа. Если со стажем всё понятно и весьма гуманно, то с баллами не всё так однозначно, потому что баллы начисляются в зависимости от поступивших в ПФР страховых взносов, где 1 балл примерно равен 1 году работы с зарплатой в один МРОТ. То есть тем кто работает всю жизнь оформленным "на минималку" потребуется уже 30 лет. Если баллов или стажа не хватает, то ПФР предлагает их "докупить", сделав соответствующий взнос чтобы получить право на получение страховой пенсии по старости. Или же обратиться за социальной пенсией, которая гарантирована каждому, но на 5 лет позже страховой, то есть уже в 65/70 лет.

То есть государство максимально коммерциализирует такую социальную сферу как пенсионное обеспечение. Хочешь получать пенсию? - плати взносы и побольше (работай за белую зарплату), при этом пенсия всё равно не будет фантастической, а будет средней. Лично мне такой подход не нравиться. Если государство намекает мне, что "как потопаешь, так и полопаешь", то я предпочту сам распоряжаться своими деньгами и сам буду копить на пенсию, но дайте мне нормальный инструмент накопления на пенсию, который бы меня заинтересовал как гражданина ответственного за свою старость.

Помимо инвестирования пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), у большинства НПФ есть свои программы негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) когда любой человек, независимо от того работает он или нет, может заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и делать взносы самостоятельно, а так же забрать их досрочно (но при этом теряются льготы по налогообложению).

Это мой счёт НПО, почти половина суммы поступила в этому году, поэтому доход за этот год ещё не был начислен и кажется доходность совсем мизерной, за 2020 год доходность была 6,8% но я тогда только начинал копить.
Это мой счёт НПО, почти половина суммы поступила в этому году, поэтому доход за этот год ещё не был начислен и кажется доходность совсем мизерной, за 2020 год доходность была 6,8% но я тогда только начинал копить.

Несколько лет назад такой договор с одним из НПФ заключил и я. Не то чтобы я тогда не понимал, что такое инвестиции или не знал, что есть брокеры и прямой путь инвестирования в фондовый рынок, просто мне важна была финансовая дисциплина для накопления на длительном отрезке времени и не было возможности легко достать деньги из копилки, поэтому выбирал долгосрочную программу сроком на 5 лет и минимальным взносом 3 000 рублей в месяц, однако есть и программы сроком на 1-2 года и без обязательных взносов. Я конечно не ожидал фантастической доходности, но всё же разочарован. Пожалуй единственным плюсом накопления через НПФ является то, что эти накопления не могут быть арестованы приставами и не подлежат разделу при разводе, но ни то ни другое мне и так не грозит. Мне осталось платить немногим более 2-х лет дальше я скорее всего либо закрою договор, либо переведу накопленное в другой НПФ с меньшим сроком договора и без обязательных взносов.

А вот та самая накопительная часть моей государственной пенсии в другом НПФ, сделать с ней я ничего не могу, только перевести в другой НПФ, но если честно, то мне уже плевать на неё, т.к в неё уже больше никогда не поступят взносы.
А вот та самая накопительная часть моей государственной пенсии в другом НПФ, сделать с ней я ничего не могу, только перевести в другой НПФ, но если честно, то мне уже плевать на неё, т.к в неё уже больше никогда не поступят взносы.

В среднем с 2005 по 2020 год доходность и НПФ и ВЭБ составила 7-8% годовых, что едва превышает банковские вклады.

Но теперь вернёмся к инициативе министерства финансов. На самом деле реформировать систему пенсионных накоплений минфин (да и ЦБ тоже) хочет уже давно и постоянно выдвигает инициативы. И как обычно хотят и рыбку съесть и косточкой не подавиться. С одной стороны они понимают, что уже почти никто (особенно после череды пенсионных реформ) не будет добровольно копить себе на пенсию в любой новой предложенной государством системе, а с другой стороны просто так передать права на эти накопления людям означает что большинство предпочтут их снять досрочно, то есть изъять с фондового рынка порядка 4 трлн. рублей, и поэтому наш экономический блок правительства верится как уж на сковородке. Важно понимать, что, как было сказано ранее, пенсионные накопления сейчас находятся под управлением ВЭБа и крупнейших квазигосударственных НПФ (Сбер, ВТБ, Газфонд, Открытие и т.д) и это для них кормушка, в которую они влили кучу денег чтобы привлечь счета клиентов, и получать в дальнейшем прибыль за управление (причем НПФ в 2017 году пролоббировали получение фиксированной комиссии помимо финансового результата). Не думаю, что они просто так захотят расстаться с этой кормушкой.

Ранее как только не предлагалось назвать новый пенсионный продукт в который трансформируют пенсионные накопления и Индивидуальный Пенсионный План (ИПП) и Гарантированный Пенсионный План и Гарантированный Пенсионный Продукт (ГПП). И вот родила гора мышь, новое название - ИИС тип 3. Почему так? Ну потому что ИИС стал узнаваемым и востребованным и при этом никак не ассоциируется с пенсионной системой, доверия к которой у народа уже нет. Предполагается что, в отличие от ИИС 1-го и 2-го типа, ИИС 3-го типа будет открываться минимум на 10 лет (вероятно начнут с 5 лет). Как это будет выглядеть в контексте перевода пенсионных накоплений на ИИС тип 3? Нет, конечно никто не даст управлять вам вашими пенсионными накоплениями так же как на брокерском счете, скорее всего это будет сделано через доверительное управление когда вашим портфелем ИИС управляет управляющая компания (в данном случае НПФ или ВЭБ) в соответствии с заданной стратегией, так же как сейчас можно открыть ИИС с доверительным управлением когда вы сами не имеете доступа к покупке или продаже отдельных бумаг.

Лично у меня ко всем этим потугам минфина только один вопрос - зачем? Зачем я должен морозить свои деньги на столь длительный срок? Что я получу взамен? Возврат 13% НДФЛ? Он и так есть по действующим программам НПО и накопительного страхования жизни, а также ИИС тип 2 освобождается от уплаты НДФЛ с прибыли. И что если я не плачу НДФЛ, а плачу НПД т.к самозанятый? Может за длительные инвестиции всё таки положена более высокая доходность если я даю свои деньги на столь долгий срок, а не 7-8% годовых? Подобные инструменты долгосрочных инвестиции, в том числе накоплений на пенсию, имеют право на жизнь только при софинансировании государства, как это было с накопительной частью пенсии с 2008 по 2015 год когда государство удваивало взносы. Если будет что-то похожее, при хотя бы 30% софинансировании от государства, то я готов участвовать, если нет, то увольте.

Извиняюсь за столь длинную статью, но не было другого способа погрузить читателя в ситуацию дабы прочувствовать всю абсурдность идеи минфина.

Понравилась статья? Есть что добавить или спросить? - Оставляй комментарий, и не забудь подписаться на канал, здесь много полезных статей о финансах, инвестициях и психологии денег.