Найти тему

Русалочка. Почитаем на ночь историю любви?

Художник Антон Ломаев
Художник Антон Ломаев

Долго не могла подступиться к этой сказке. Она печальная и вызывает у меня сильное сопротивление, несмотря на то, что несёт в конце символ надежды. Однако тут есть, о чем поговорить.

Итак. Русалочка полюбила принца и заплатила за свою любовь жизнью. Что здесь особенного, в этой истории:

Андерсен описывает ее, как особенную, тихую, задумчивую, и конечно же самую прелестную из всех ее сестёр, то есть изначально сильно отделенную от всех своих сверстников. Она не вписывается в то общество, в котором живет. Ее реальность, ее морской, подводный мир, царство русалок, к которому она приспособлена своим телом, хвостом, традициями, ее совсем не интересует. Несмотря на то, что она является частью этого самого подводного мира и частью своей семьи. У неё другие интересы, ее влечёт другое. Это «другое» выражено в форме наземного мира людей, куда она стремится всеми своими мыслями. Более того, говорит: «Я полюблю его, этот «верхний» мир всем сердцем!» ещё до встречи с ним. То есть уже любит не что иное как свои фантазии по поводу мира людей. Случается так, что если мы в каком-то смысле отделены от реального мира, он будто бы для нас по разным причинам непереносим, на месте контакта с ним появляется избыточный контакт с миром своих идей, с фантазийным высшим миром, миром иллюзий, фантазмом, - это именно то, что теперь заочно любит Русалочка. 

Именно в этот выдуманный мир иллюзий она и переносит всю свою  жизненную энергию и ещё сильнее отрывается от реальности.

Одновременно с этим важная черта русалочки - это выраженный страх смерти. Она мечтает не только соединиться со своим фантазмом, но и заполучить бессмертную душу. Она узнала, что русалки живут 300 лет, а потом превращаются в морскую пену, и для неё невыносимо думать о том, как однажды через 285 лет она безвозвратно и навсегда умрет. 

Чем вовлечённее мы проживаем свою реальную жизнь, чем полнее, глубже, значимее наш жизненный опыт, чем более цепкой является наша связь с реальностью и реальными людьми в ней, тем тише течёт наше ограниченное жизненное время. Да что там! Если мы живем полной увлечённой осмысленной жизнью, реализуем свой внутренний потенциал в интеграции с обществом, творчестве и глубокой близости с другими такими же людьми, нас не пугает мысль о смерти, мы находимся не в «потом», а в «здесь и сейчас». Как те другие русалки, которые выныривают изредка посмотреть на наземный мир, но всегда возвращаются с радостью в свою собственную реальность. И живут ее.

И наоборот, чем более мы изолированы от реальной жизни, с ее импульсами и чувствами, чем страшнее нам проживать жизнь в ее остроте, тем глубже мы укореняемся в своём фантазме, защищающем от реальности, тем оглушительнее тикают те самые часы, свидетельствующие об истине конечности жизни. 

«Так повеселимся же вволю за 300 лет, и смерть покажется нам долгожданным отдыхом! - тактично приглашает ее «в реальную жизнь» ее бабушка. Но если ты отрезан от жизни, то и трёхсот лет мало.

А дальше ей исполняется 15, и теперь она может наконец увидеть сушу и людей собственными глазами. И в первую же ночь она видит крушение корабля и спасает принца от неминуемой гибели. И влюбляется. Не переговорив с ним ни слова, не узнав ничего о его жизни и его личности. 

Мне очень нравится в сказке именно этот момент. Он отражает то, как наше бессознательное отыскивает в безликой толпе подходящий объект влечения, не зная ничего об этом объекте толком, просто навешивая на него заранее предуготовленный образ, проекцию самого себя. Кажется, он напоминает ей саму себя: обособленный, отделённый от всех, в данном случае своим статусом, и даже читается в его образе какое-то одиночество. Она как будто спасает в его лице от смерти саму себя же. Интересно, что принц, если вчитаться как следует, на поверку не слишком то обособлен. Пиры, охота, всяческие развлечения на кораблях - вполне себе формат вовлечённости в жизнь. 

Интересно, что между Русалочкой и принцем всегда есть непреодолимая дистанция и невозможность настоящей близости - сначала они не могут объединиться, потому что они из разных миров, он бы погиб в море, как и она не может выйти на сушу с рыбьим хвостом. И теперь, когда она стала человеком, она все равно не может говорить - ее в плату за превращение лишили языка - то есть она как и прежде лишена возможности установить отношения глубокой близости. Как и явления в нашей фантазийной жизни - вроде есть, а тронуть невозможно.

Дальнейшие условия строги: принц должен полюбить ее всем сердцем, чтобы она заполучила бессмертную душу. И этого с ним не происходит. Его отводит от неё образ другой девушки, которая тоже случайно оказалась неподалёку во время крушения корабля, и которой он приписал своё спасение. Но об этом русалочка не смогла ему сказать, и могла только страдать, ждать, верить, надеяться.

Кульминацией сказки для меня становится гениальное условие ее расколдования обратно из человека в Русалочку - она выживет, если убьёт принца. То есть если откажется от жизни в фантазме. «Убей принца и вернись к нам!», «Или он или ты, кто-нибудь из вас должен умереть до восхода солнца!» - твердят ей ее родные, которые любят ее. Но она не делает этого. Жизнь фантазией приводит ее к смерти.

Для меня как для психолога это сказка не столько о погранично-психотической организации личности. Она о страдании, для которого поводом является само устройство внутреннего мира. О воплощении страдания в мире наших фантазий, о невозможности их достичь в отрыве от реальности, об их губительности и вместе с тем об их почти физическом присутствии. Настолько явном, что бывает трудно отличить одно от другого. 

Мы все временами погружаемся в фантазии, кто-то больше, кто-то меньше, но жизненно важно не отдавать им ПРЕДПОЧТЕНИЕ. Советую реальный мир. В нем временами страшно, но это только потому что непредсказуемо. И это единственное, что у нас есть, остальное - иллюзии.

Ещё она о том, что часто то, что мы называем любовью - самодеструктивно. И как следствие ею не является.

И ещё о том, как важно жить по-настоящему, раз уж ты жив. И да, как говорил Ялом: именно конечность нашей жизни тот самый повод, чтобы сделать эту жизнь полной. Я бы ещё добавила - реальной.

(ПС: Рекомендую абсолютно любые книги, проиллюстрированные Антоном Ломаевым, добавляют 💯 к реальности вымышленного мира, это шедевр)

-2