За многими выдающимися политиками, мировыми лидерами стоят женщины. Они помогают добиваться успехов, всегда поддерживают, наставляют на правильный путь, дают советы. Стояла такая женщина и за Никитой Хрущевым – Нина Хрущева (девичья фамилия – Кухарчук). Она сочетала в себе много положительных качеств: была верной супругой, справедливой и заботливой матерью, разбиралась в экономике, политике, говорила на пяти языках. Такая уникальная личность не могла не внести вклад в мировую историю.
Детские годы Нина провела в маленьком селе Василев. У девочки было много братьев и сестер, семья жила бедно, дети помогали родителям, с ранних лет тяжело трудились. Учительница в сельской школе, где училась Кухарчук, заметила, что девочка намного умнее и рассудительнее своих сверстников. Она посоветовала родителям отправить дочь в город и устроить в гимназию. Так Нина оказалась в Люблине, а с началом Первой мировой войны – в городе Холм (Польша). Окончив гимназию, она продолжила учебу в Мариинском женском училище. Вскоре девушку вместе с другими ученицами эвакуировали в Одессу.
Нина была членом коммунистической партии. Она свободно говорила на польском языке, а потому ее назначили агитатором на фронт. Через время Кухарчук отправили в Москву, где она закончила Коммунистический университет. Когда девушке было 22 года, она серьезно заболела тифом. Ее жизнь висела на волоске, но, к счастью, недуг отступил. Поборов болезнь, Кухарчук отправилась в Юзовку (нынешний Донецк) и стала там преподавать в партийной школе. Именно там Нина и встретила свою первую и единственную любовь, будущего мужа – Никиту Хрущева.
Юноша обучался в Донецком техникуме, где преподавала Кухарчук. Никита сразу обратил внимание на умную, начитанную и образованную девушку. Нину нельзя было назвать красавицей. Скорее она была простушкой, но крепко засела в душу будущему секретарю КПСС. Вскоре молодые люди съехались, но официально оформлять отношения не торопились. Законными мужем и женой они стали лишь в 1965 году и то только для того, чтобы оформить документы на квартиру.
Хоть у Хрущева и Кухарчук не было штампа в паспорте, это не помешало им родить и воспитать троих совместных детей. Также Нина Петровна приняла детей супруга от предыдущих браков, относилась к ним, как к родным. Она была заботливой, но строгой матерью. Дети не столько боялись отца, сколько матери. Также Кухарчук не позволяла халтурить прислуге: она внимательно следила за домработницами, охранниками, поварами, чтобы те выполняли свои обязанности. Женщина никогда не грубила, не использовала нецензурную речь.
После назначения Хрущева на пост главы Советского Союза в биографии Нины Петровны началась новая глава. Она стала «первой леди» и с достоинством несла эта звание. Когда Никита Сергеевич отправлялся в деловые поездки за рубеж, супруга всегда была рядом, сопровождала его, что стало сенсацией для других стран.
Мировые лидеры восхищались, как Нина Петровна ведет себя на публике, как умеет поддержать практически любой разговор, как свободно говорит на нескольких языках. К примеру, Рокфеллер отметил хорошие познания женщины в экономике и политике. Также Кухарчук разбиралась в искусстве и убеждала супруга вкладывать инвестиции в эту сферу. Сам же Хрущев ничего не понимал в танцах, театре, живописи, музыке, хотя ко всему этому относился с уважением.
Новость о том, что мужа отстранили от всех государственных дел, стала для Нины Петровной настоящим ударом. Стресс был настолько сильным, что женщина слегла с болезнью. Несколько недель она наотрез отказывалась покидать особняк на Ленинских горах. Выгнать ее не могли, хоть и очень пытались. Но все же вскоре семья Хрущевых переехала: им выделили квартиру и деревянный дом в Петрово-Дальнем, а все остальное жилое имущество забрали.
Кухарчук стала вдовой в 1971 году. Ее супруг скончался от сердечного приступа, ему было 77 лет. Нина Петровна очень любила Никиту Сергеевича, он был ее единственным мужем, поэтому смириться с потерей было очень тяжело. Казалось, что вместе с супругом она потеряла смысл жизни.
Вдова переехала в деревню Жуковка на государственную дачу. Нина Петровна закрылась от всех, она вела затворнический образ жизни. Единственной отдушиной для нее оставались визиты детей и внуков. Соседи по даче не хотели налаживать контакт с женой бывшего генсека. Ходят слухи, что люди даже брезговали стоять с Кухарчук в одной очереди. Старость бывшей «госпожи Хрущевой» нельзя назвать бедной. Ей была выделена пенсия – 200 рублей. Но женщина привыкла жить скромно, поэтому деньги откладывала, ни позволяла себе никаких излишеств. По необходимости Нина Петровна могла пользоваться служебным автомобилем и обращаться в правительственную поликлинику.
Сергей Хрущев (сын Кухарчук, которого она родила в 1935 году) неоднократно говорил матери, чтобы она начала писать мемуары. Чтобы подтолкнуть ее к этому решению, мужчина привез ей магнитофон. Нина Петровна прислушалась к совету сына, но ему об этом не рассказала. О написании мемуаров родные узнали лишь после смерти Кухарчук в 1984 году. Разбирая вещи, они нашли тетрадки с записями. Бывшая «первая леди» собиралась написать книгу, но не успела.
Похороны были скромными, проститься с Ниной Петровной пришли только близкие и родные люди. Ее могила находится в столице на Новодевичьем кладбище.