Окно в Париж. Россия-Франция.1993. Режиссер Юрий Мамин. Сценаристы: Аркадий Тигай, Юрий Мамин, Вячеслав Лейкин, Владимир Вардунас. Актеры: Аньес Сораль, Сергей Дрейден, Виктор Михайлов, Нина Усатова, Кира Крейлис-Петрова, Наталья Ипатова (II), Виктор Гоголев, Тамара Тимофеева, Андрей Ургант, Жан Рюпер, Бернар Кассюс-Суланис, Малка Рибовска, Владимир Калиш, Алексей Заливалов, Алексей Козодаев, Елена Драпеко, Кирилл Казаков и др. 1,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Французская тема определенно стала модной на российских кинопросторах... Перенеся персонажей своей фантастической комедии прямо из питерской коммуналки начала 1990-х в центр современного Парижа, Юрий Мамин довольно удачно обыграл существенную разницу между славянским и западным менталитетом. Несчастная француженка, случайно оказавшись чуть ли не в чем мать родила на грязных петербургских задворках, беспомощно пытается звать на помощь и абсолютно не способна освоиться в новой для нее обстановке, которая с детских лет окружает каждого из нас. Зато наши сограждане, проторив дорожку по французской стороне, уже через пару дней бойко торгуют на рынке, воруют «где плохо лежит» и т.п.
На этом фоне смешной и нелепой кажется фигура музыканта-неудачника, великовозрастного романтика, пытающегося просто получить удовольствие от неожиданно свалившегося на него подарка судьбы.
Пожалуй, лучший анекдот фильма, достигающий верхней ноты безжалостного сарказма, рассказывает о неком ресторанном музыканте, по-видимому «свалившем» во Францию лет десять назад. Лениво угощая бывшего приятеля, он ругает французов и их обычаи, чувствительно вспоминает Россию и чуть не плачет, когда говорит о том, что все, дескать, отдал бы за возможность хоть на миг вернуться в Питер. Ради шутки это желание исполняется, благо «окно в Париж» открыто. Но вместо обещанного счастливого экстаза эмигрант, увидев фигуру на броневике перед Финляндским вокзалом, впадает в звериное отчаяние.
Да уж, в самом деле, нынешняя Россия для многих хороша лишь в сентиментальных снах, в разговорах у уютных заграничных каминов да в ресторанах с видом на Сену, Темзу или Гудзон...
Не могу сказать, что фильм Юрия Мамина «Окно в Париж» столь же смешон, как ранние комедии Леонида Гайдая. Наряду с блестящими комедийными сценами и зорко подмеченными штрихами (чего стоит одна колоритная директорша частного лицея для юных бизнесменов, где вместо былых портретов вождей развешаны гигантские доллары, фунты стерлингов и франки) в картине ощутимы «проходные» места и реплики. Да и финал под общепримиряющим лозунгом «Не нужен нам берег турецкий» тоже, прямо скажем, не бог весть какой новизны (смотри аналогичные сюжетные ходы в «Патриотической комедии» Владимира Хотиненко и в «Предсказании» Эльдара Рязанова).
Однако удач в «Окне в Париж», по-моему, больше, чем стереотипов...
Александр Федоров, киновед
Опасно для жизни! СССР, 1985. Режиссер Леонид Гайдай. Сценаристы: Олег Колесников, Роман Фурман, Леонид Гайдай. Актеры: Леонид Куравлёв, Лариса Удовиченко, Татьяна Кравченко, Георгий Вицин, Нина Гребешкова, Борислав Брондуков, Владимир Носик, Михаил Кокшенов, Андрей Гусев, Нина Маслова, Сергей Филиппов, Муза Крепкогорская и др. 20,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
В эксцентрической комедии «Опасно для жизни!», Гайдай словно обретает второе дыхание после нескольких относительных неудач последних лет, повторявших найденные в «Кавказской пленнице» и «Бриллиантовой руке» находки.
В фильме «Опасно для жизни!» есть не только отличные комедийные трюки под динамичную музыку Максима Дунаевского, не только хороший ансамбль актеров — Георгий Вицин, Сергей Филиппов, Лариса Удовиченко, Галина Кравченко, Леонид Куравлев, но появились и непривычные для прежних картин Гайдая грустно-ироничные ноты, а мягкий лиризм отдельных сцен заставляет вспомнить давнюю новеллу «Наваждение», вошедшую в знаменитую «Операцию «Ы»...
Леонид Куравлев играет симпатичного «чудика», лозунг которого — не проходить мимо недостатков, бесхозяйственности, везде и во всем бороться за порядок. В этом стремлении он порой бывает так же, как и «герой романа», излишне прямолинеен, поэтому часто попадает в курьезные ситуации. Но он не может жить так, как советует одна из его сослуживиц, считая, что каждый должен заниматься только своим делом от сих до сих и не более...
Л. Гайдай сатирически хлестко высмеивает не только недальновидную позицию по принципу «моя хата с краю...», но и такие явления, как бюрократизм, взяточничество, пьянство.
К слову отмечу, что Георгий Вицин в роли местного выпивохи — собирателя бутылок — сумел освободиться от привычных штампов подобных персонажей, отойти от плакатного рисунка образа.
Александр Федоров, киновед