Продолжаем серию постов, посвященных часто используемым аббревиатурам и терминам в дефектологии, коррекционной педагогике, детской психологии и т.п. областях.
Церебростения - мне с такой формулировкой напрямую ("моему ребенку поставили церебростению; помогите, пожалуйста") в работе не приходилось встречаться. Однако, это не означает, что я не встречался с явлением подспудно.
Церебростения - заболевание из МКБ-10, носившее кодировку F06.6 Органическое эмоционально лабильное [астеническое] расстройство. Оно видится как обратимое состояние, то есть - излечимое.
По сути речь идет про астению, но возникающую именно по причинам, которые воздействуют на мозг. А на мозг может воздействовать всякое: травмы, инфекции, сосудистые нарушения и т.д. Второй важный момент в понимании церебростении - что фактор воздействия был внешним.
Самые свежие научные статьи, которые ищутся на поверхностном уровне про церебростению - связаны с COVID. Вот он, внешний фактор, ударивший сначала по дыхательной системе, а потом и по всему организму. Ожидаемо, что ребенок, переболевший ковидом, потеряет часть навыков, станет плаксивым, вялым, будет жаловаться на головные боли, ухудшение памяти, снижении успеваемости в школе, тяжелую переносимость нагрузок, эмоциональную нестабильность и тд. и тп.
Однако, при своевременном коррекционном вмешательстве и качественном лечении ситуация должна повернуться вспять. Прогноз в общем положительный, но расслабляться не стоит, так как только исход мероприятий покажет - насколько хорошо человек преодолел проблему.
ДЦП - детский церебральный паралич. Их несколько разновидностей.
Детский - возникает в детстве, тут все понятно.
Церебральный - поражение происходит в головном мозге.
Паралич - приводит к параличам и парезам (ухудшение работы мышц).
ДЦП - не мой профиль работы, этим обычно занимаются хирурги, ортопеды, массажисты, иппотерапевты, кинезио-терапевты, и т.д.
Но нельзя сказать, что детям с ДЦП не потребуется ABA-педагогика вообще. ДЦП бывает разным и зависит от степени повреждения и масштаба, поэтому запрос может возникнуть.
Ещё важно отметить, что ДЦП не исключает других расстройств и заболеваний. Надо понимать, что ПАП-педагогика "не очень любит" работать с первичными моторными навыками. Предпочтительнее, если ученик уже может: брать предмет; отдавать; накладывать объекты друг на друга; откреплять; удерживать объект двумя руками; сидеть за типовым ученическим столом и т.д.
Агнозия - нарушение восприятия и распознавания стимулов (через слух, зрение; тактильная чувствительность; положение тела). То есть поток сигналов-то идет, но распознается как-то не правильно. Например, пациент может описать, какое лицо на фотокарточке он видит, но не может опознать фотографию как родственника. Может перерисовать букву, но не может назвать её. Или с огромным трудом различает звуки зверей, хотя знает животных. И так далее.
Термин существует как медицинский диагноз (в МКБ-11 кодируется как MB4B.1), так и в нейропсихологическом лексиконе.
Агнозия - вещь, с моем точки зрения, крайне специфичная. Я за ВСЮ свою практику (с 2016 по 2022+) не встречал ни одного клиента, который имел бы диагноз "агнозия" или же такого рода симптом. Я предполагаю, что, скорее всего, подавляющее кол-во людей с агнозиями являются пациентами нейрохирургов и неврологов, а вовсе не коррекционных педагогов.
Прогнозы? Ну, честно говоря, даже сложно представить. Мозг - штука довольно пластичная, обладающая большим объемом компенсаторных возможностей (особенно у юных). Остается надеяться, что у детей с агнозиями есть достаточно ресурсов, чтобы, чтобы преодолеть заболевание.
Апраксия - нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих их элементарных движений. Как и в случае с агнозией, апраксия на данный момент (2022) существует в лексиконе нейропсихологов и врачей (МКБ-11 кодирует MB4A Апраксия) одновременно.
Человека условно можно разделить на "восприятие" и "моторику". Оценивая две эти сферы, вы составляете довольно неплохое представление состоянии о головного мозга. В первую очередь мы таким образом можем заподозрить нарушения работы тех структур, которые выполняют "среднюю" по сложности работу. И далее уже отправить человека на нормальную аппаратную диагностику. Ну как, "мы", неврологи имеется в виду.
Под средней сложностью подразумеваются такие задачи, как: копирование поз крупной и мелкой моторики; выполнение сложных последовательных актов; узнавание предметов на ощупь; ориентировка в пространстве; конструирование из деталей; различные ритуализированные бытовые навыки (одевание, умывание и тд). Весьма специфичные вещи, которые в основном относятся именно к движению руками. Сложно не заметить, если что-то пошло не так.
В общей массе у детей с нарушениями развития полно проблем с двигательной сферой на уровне навыков, но это не означает, что дело именно в апраксии.