Главная проблема «Космической одиссеи 2010» - наличие «Космической одиссеи 2001». Создать что-то, хотя бы не сильно проигрывающее произведению Кубрика, было заведомо сложно. Но создатели второй одиссеи (именно фильма), по-видимому, и не преследовали этой цели, а были заняты воплощением своего политического манифеста.
Однако это не отменяет и загадки всемогущего черного монолита. Поэтому разбор будет двухядерным: политический подтекст и, собственно, «черно-монолитная» линия.
Отдельное спасибо участникам киноклуба «Против течения», с которыми вместе обсуждали фильм. Данный разбор – это своего рода результат коллективной работы.
Итак, часть первая, простите, - политическая.
Никогда «белый господин» не признает «русского Ваньку» равным себе
В фильме очевидным образом идет заход на международную дружбу. Мол, перед лицом чего-то Большого, даже непримиримые враги могут объединиться, перестать враждовать, бла-бла-бла.
И ведь хороший посыл же! Какие претензии можно предъявлять, когда тебе протягивают руку дружбы? И, тем не менее, хочется и претензии предъявить, и протянутую руку вежливо отклонить. Потому что на протяжении всего фильма эта «дружба» отдает надменностью и снисходительством. И понятно, кто тут старший брат.
Уже в начале фильма советскому делегату приходится подниматься вверх по лестнице – тянутся к американцу. А американцу приходится на несколько ступенек спуститься - снизойти до своего собеседника. Но разговаривают они все же в положении, когда представитель США выше. Плюс очевидно, что это не равноправное сотрудничество, а именно просьба «снизу».
Случайность? Придирки? Конечно, нет. В таких «случайностях» случайностей не бывает. Ключевая концепция США, идущая с XVII века, – град на холме. Это богоизбранный народ и «взоры всех народов будут устремлены на нас». Это их мировосприятие, представление о своей стране обычного американца, Америка живет этим. И это проявляется и утверждается во всем, даже в отдельных сценах отдельных не очень удачных фильмов. (Вот бы наша «интеллигенция» так же к своей стране относилась…)
Поэтому уже в самом начале фильма дают четко понять, кто есть кто. После чего начинается полировка этого посыла.
Говорится, что американцы отстают в разработке космического корабля. Но, во-первых, отстают всего на два года. И, во-вторых, все суперроботы - HAL 9000 и SAL 9000 – у американцев. У русских ничем подобным даже не пахнет. Дальше брутальных тумблеров и не менее брутальных световых табло мы так и не ушли…
А вы космические корабли снаружи рассматривали? Наши конструкторы спроектировали какого-то квадратного монстра и зачем-то выкрасили его в хаки. В то время как американский корабль гладкий, округлый, беленький (разве что не пушистый) и управляется не вставая с кресла вежливой просьбой к HAL9000. Так уж получилось…
По ходу же фильма возникают разные специфические ситуации.
- Сначала русская женщина-космонавт, испугавшись, бежит в объятия к американцу. Во всех отношениях очень странная ситуация.
- Когда на Земле начинается обострение, сообщается, что это США устроили блокаду СССР. Как бы намек, кто на Земле хозяин (напомню, это было в эпоху СССР).
- Более того, США умудряются потопить наши корабли с 800 членами экипажа и… В ответ ничего не происходит. Потому что сбитие какого-то там спутника в сравнении с 800 моряками – это издевка со стороны создателей кина.
Ну и так далее. Если внимательно смотреть, подобные однобокости идут по всему фильму.
Любопытен и финал. Появление нового солнца, возможно, символизирует некое признание СССР со стороны США. Вот уж спасибо, одолжили!
При этом фильм снимался в аккурат перед перестройкой, суть которой была как раз в отмене советского пути и переделке страны под западный образец. Поэтому появление второго солнца, возможно, имеет очень глубокие смысловые закладки. Но это уже совсем другая история.
В качестве итога. Поначалу вполне можно купиться на эту клюкву и поверить, что там захотели с нами дружить. Но если присмотреться, становится понятно, кто есть кто. К нам снизошли и мы должны быть благодарны за это снисхождение.
Потому что даже перед лицом общей опасности, англосакс может и сделает вид, что дружит, но всегда будет помнить, что господин – он. И равных ему нет по определению. Простите за грубость, ну так и шел бы этот господин со своей «дружбой»…
Но пора переходить ко второй части – «черно-монолитной».
Человек – ничто, Черный монолит – всё!
Не так важно, что есть этот черный монолит, как то, то человека он ни во что не ставит.
Если в первой части он забирает главного героя, то во второй части почему-то убивает подлетевшего русского космонавта. Не подошел по «параметрам»?
А создавая жизнь на Европе (спутнике Юпитера), монолит заявляет, чтобы люди на эту Европу не лезли. Вы представляете уровень наглости? У человечества под носом создают новую жизнь и говорят ему, чтобы оно туда не лезло. Но очевидно, что нормальное человечество, состоящее из нормальных человеков, туда полезет. И что тогда?
Монолит оказывается альфой и омегой мироздания. Создает жизнь, разрешает, запрещает, убивает… И это не бог в общепринятом историческом смысле. Это нечто другое. И, например, есть мнение, что весьма зловещее.
==
Сергей Т
==
Две рецензии о "Космической одиссее 2001":
==
Личный блог автора:
==
- Наш киноклуб в ВК: https://vk.com/kinoklub21
- В инстаграм: https://www.instagram.com/kinoklub21/