Найти тему

Снисхождение «белых господ» к «русскому Ваньке» и наглость черного монолита – о чем «Космическая одиссея 2010»?

Оглавление
Жуткий кадр...
Жуткий кадр...

Главная проблема «Космической одиссеи 2010» - наличие «Космической одиссеи 2001». Создать что-то, хотя бы не сильно проигрывающее произведению Кубрика, было заведомо сложно. Но создатели второй одиссеи (именно фильма), по-видимому, и не преследовали этой цели, а были заняты воплощением своего политического манифеста.

Однако это не отменяет и загадки всемогущего черного монолита. Поэтому разбор будет двухядерным: политический подтекст и, собственно, «черно-монолитная» линия.

Отдельное спасибо участникам киноклуба «Против течения», с которыми вместе обсуждали фильм. Данный разбор – это своего рода результат коллективной работы.

Итак, часть первая, простите, - политическая.

Никогда «белый господин» не признает «русского Ваньку» равным себе

В фильме очевидным образом идет заход на международную дружбу. Мол, перед лицом чего-то Большого, даже непримиримые враги могут объединиться, перестать враждовать, бла-бла-бла.

И ведь хороший посыл же! Какие претензии можно предъявлять, когда тебе протягивают руку дружбы? И, тем не менее, хочется и претензии предъявить, и протянутую руку вежливо отклонить. Потому что на протяжении всего фильма эта «дружба» отдает надменностью и снисходительством. И понятно, кто тут старший брат.

Уже в начале фильма советскому делегату приходится подниматься вверх по лестнице – тянутся к американцу. А американцу приходится на несколько ступенек спуститься - снизойти до своего собеседника. Но разговаривают они все же в положении, когда представитель США выше. Плюс очевидно, что это не равноправное сотрудничество, а именно просьба «снизу».

Случайность? Придирки? Конечно, нет. В таких «случайностях» случайностей не бывает. Ключевая концепция США, идущая с XVII века, – град на холме. Это богоизбранный народ и «взоры всех народов будут устремлены на нас». Это их мировосприятие, представление о своей стране обычного американца, Америка живет этим. И это проявляется и утверждается во всем, даже в отдельных сценах отдельных не очень удачных фильмов. (Вот бы наша «интеллигенция» так же к своей стране относилась…)

Поэтому уже в самом начале фильма дают четко понять, кто есть кто. После чего начинается полировка этого посыла.

Говорится, что американцы отстают в разработке космического корабля. Но, во-первых, отстают всего на два года. И, во-вторых, все суперроботы - HAL 9000 и SAL 9000 – у американцев. У русских ничем подобным даже не пахнет. Дальше брутальных тумблеров и не менее брутальных световых табло мы так и не ушли…

А вы космические корабли снаружи рассматривали? Наши конструкторы спроектировали какого-то квадратного монстра и зачем-то выкрасили его в хаки. В то время как американский корабль гладкий, округлый, беленький (разве что не пушистый) и управляется не вставая с кресла вежливой просьбой к HAL9000. Так уж получилось…

По ходу же фильма возникают разные специфические ситуации.

  • Сначала русская женщина-космонавт, испугавшись, бежит в объятия к американцу. Во всех отношениях очень странная ситуация.
  • Когда на Земле начинается обострение, сообщается, что это США устроили блокаду СССР. Как бы намек, кто на Земле хозяин (напомню, это было в эпоху СССР).
  • Более того, США умудряются потопить наши корабли с 800 членами экипажа и… В ответ ничего не происходит. Потому что сбитие какого-то там спутника в сравнении с 800 моряками – это издевка со стороны создателей кина.

Ну и так далее. Если внимательно смотреть, подобные однобокости идут по всему фильму.

Да и сами советские космонавты совсем не "френдли" на фоне лучезарно улыбающегося американского астронавта
Да и сами советские космонавты совсем не "френдли" на фоне лучезарно улыбающегося американского астронавта

Любопытен и финал. Появление нового солнца, возможно, символизирует некое признание СССР со стороны США. Вот уж спасибо, одолжили!

При этом фильм снимался в аккурат перед перестройкой, суть которой была как раз в отмене советского пути и переделке страны под западный образец. Поэтому появление второго солнца, возможно, имеет очень глубокие смысловые закладки. Но это уже совсем другая история.

В качестве итога. Поначалу вполне можно купиться на эту клюкву и поверить, что там захотели с нами дружить. Но если присмотреться, становится понятно, кто есть кто. К нам снизошли и мы должны быть благодарны за это снисхождение.

Потому что даже перед лицом общей опасности, англосакс может и сделает вид, что дружит, но всегда будет помнить, что господин – он. И равных ему нет по определению. Простите за грубость, ну так и шел бы этот господин со своей «дружбой»…

Но пора переходить ко второй части – «черно-монолитной».

Человек – ничто, Черный монолит – всё!

-3

Не так важно, что есть этот черный монолит, как то, то человека он ни во что не ставит.

Если в первой части он забирает главного героя, то во второй части почему-то убивает подлетевшего русского космонавта. Не подошел по «параметрам»?

А создавая жизнь на Европе (спутнике Юпитера), монолит заявляет, чтобы люди на эту Европу не лезли. Вы представляете уровень наглости? У человечества под носом создают новую жизнь и говорят ему, чтобы оно туда не лезло. Но очевидно, что нормальное человечество, состоящее из нормальных человеков, туда полезет. И что тогда?

Монолит оказывается альфой и омегой мироздания. Создает жизнь, разрешает, запрещает, убивает… И это не бог в общепринятом историческом смысле. Это нечто другое. И, например, есть мнение, что весьма зловещее.

==

Сергей Т

==

Две рецензии о "Космической одиссее 2001":

«Вечное возвращение» Стенли Кубрика. Рецензия на «Космическую одиссею 2001»
Киноклуб «Против течения» - Санкт-Петербург. Не только о кино26 октября 2022
Монументальные вопросы для человечества. Рецензия на «Космическую одиссею 2001»
Киноклуб «Против течения» - Санкт-Петербург. Не только о кино26 октября 2022

==

Личный блог автора:

Если посмотреть внимательно...

==