Найти тему

Чем опасен сезонный бизнес? 3 ловушки собственника

Оглавление

Наш питомник растений и компания 4Evergreen – отличные представители сезонного бизнеса.

Да и на OZON поставляем в основном сезонные товары.

Почему же многие предприниматели боятся связываться с сезонным бизнесом?

изображение с сайта https://www.freepik.com/free-vector/colleagues-discussing-accounting-statistics-report-using-software_6974864.htm#query=calculate&position=22&from_view=search&track=sph
изображение с сайта https://www.freepik.com/free-vector/colleagues-discussing-accounting-statistics-report-using-software_6974864.htm#query=calculate&position=22&from_view=search&track=sph

Бытует расхожее мнение, что с сезонкой работать сложно. Мол в сезон деньги отличные, а потом все «лапу сосут».

И правда, есть несколько частых ловушек, в которые попадают собственники бизнеса такого рода. Ниже покажу, как с ними справиться.

1. Кассовые разрывы.

Говоря простым языком, это ситуация, когда не хватает денежных средств.

Их может не хватить на все, что угодно: от зарплат и аренды офиса до налогов и взносов. Но, если с хозяином помещения можно договориться на отсрочку, то сотрудников и налоговую мало интересуют твои проблемы.

Тогда вам как хозяину бизнеса предстоит решить этот вопрос за счет собственных или заемных средств.

Часто кассовые разрывы образуются по вине самого собственника. В сезон все отлично, бизнес приносит отличные деньги. И ты привыкаешь к этому, привыкаешь к определенному уровню жизни.

И в межсезонье конечно обеспечиваешь себе все то, к чему привык.

А бизнес к этому готов? Он может это потянуть?

2. «Отдых» персонала в несезон.

Меня как собственника всегда напрягает, что люди грубо говоря бездельничают. Приходится придумывать хоть какую-то работу для них: сверка с контрагентами, поиск потенциальных клиентов и т.д.

И мы не смотрим, какой вклад внесли сотрудники в разгар сезона. А может они не дополнительную работу заслужили, а лишние дни отпуска?

3. Переходящие остатки и запасы.

Они присутствуют из сезона в сезон. Это «мертвые» деньги, хоть и считаются активами. А мы мучаемся от недостатка реальных денежных средств, имея положительный баланс по учету.

У нас так было в этом году с остатками на складе OZON. Мы так здорово прошли этот сезон, что понадеялись на успех и под конец сезона. Тут-то наши товарные запасы подзависли. Не успел продаться, а людям они были больше не нужны.

Самое первое, что важно сделать в сезонном бизнесе – грамотно и честно вести управленческий учет и планировать деятельность. Именно управленческий. Он содержит в себе все движения денежных средств, а не только движение по расчетным счетам.

По итогам учета у вас на руках будет полная достоверная картина вашего бизнеса с показателем чистой прибыли в конце. Мы даже показываем, как планировать НДС к уплате (если вы на ОСНО).

Планирование покажет, сколько денежных средств вам нужно в каждом месяце на обеспечение жизнедеятельности компании.

По окончании сезона, когда вы еще не потратили чистую прибыль, положите часть прибыли в резервный фонд. Следите, чтобы денег в фонде хватило на оплату нужд в несезон. Это и будет средством от кассовых разрывов.

В планировании обязательно учтите свою зарплату. Иначе никаких фондов вам не хватит.

Чтобы персонал не безденичал в межсезонье, подумайте какие товары/услуги из смежных областей вы могли бы еще продавать.

Например, пик работы шиномонтажа приходится на ноябрь и апрель. Это время, когда все меняют колеса. Но, если один из цехов переоборудовать под автомойку, то вы обеспечите персоналу загрузку весь год, а себя – дополнительной выручкой.

Остатки и запасы хоть и считаются активами, но плохо реализуемы в несезон.

Перед окончанием сезона разумно устраивать распродажи. Так вы распродадите большую часть остатков и привлечете дополнительных клиентов.

А как вы справляетесь со сменой сезонов?