«Бэтмен» 92-го – крутейший мультсериал, что покорил сердца фанатов супергероики и широкого круга зрителей. Шоу выходило с 1992 по 1995-й. О самых вкусных фактах про The Batman animated series - в этой статье.
Авторы Брюс Тим и Эрик Радомски разработали концепцию нового нуарного мультсериала о Бэтсе ещё в конце 80-х. Однако, проект из-за своего спорного содержания не сразу получил одобрение Warner. Успех первого фильма Бёртона изменил мнение студии. Оказалось, мрачный тон бэт-историй публике очень заходит. Тёмный рыцарь тогда был на пике своей популярности и производству сериала дали зелёный свет.
Влияние самих бёртоновских фильмов мы тут тоже видим. Как минимум, в наличии мрачная атмосфера и смешение стилей. Дизайн некоторых персонажей тоже следует фильмам. Так, у Селины Кайл светлые волосы, как у героини Мишель Пфайфер.
Также, здесь звучит настоящее имя Джокера – Джек Напье, а это ноу-хау «Бэтмена» 89-го. В дополнение, музыка в интро сериала написана на основе главной темы из фильма Бёртона.
Несмотря на ряд общих моментов, мультсериал всё же - отдельная вселенная, которая не продолжает события фильмов Бёртона. Уже в начале первого сезона мы это понимаем, когда видим новые обстоятельства знакомства Бэтмена и Женщины-кошки.
Мультфильм уж точно не детский. Как минимум, подростковый. Тут есть кровь, мордобой, жестокость и даже стрельба из автоматов реальными пулями. До этого в анимации, как правило, стреляли лазером.
Ну и общая мрачная стилистика тут во всей красе. Фоны рисовали на черной бумаге вместо белой. Так убивали двух зайцев: создавали необходимую атмосферу (ведь действие в основном происходит ночью) и экономили время на покраске черным цветом.
Казалось бы, создатели делали всё, чтобы вызвать недовольство родителей и цензоров. Но понятно, что руководство телеканала полную свободу творцам никогда бы не предоставило. В блэк-листе у Fox было: насилие над детьми, удушающие приемы во время драк, открытые раны на теле, упоминания алкоголя и табака и т.д. Создатели следовали правилам, но моментов, когда сценаристы ходили, так сказать, по лезвию, тут хватает.
Как часто бывает в продуктах по Бэтмену, здесь зрителя погружают в головокружительную эклектику стилей. Одежда и транспорт 40-х соседствуют с современными высокими технологиями. Творцы добивались ощущения вневременного повествования. Комбинацию нуарного кино и стиля ар-деко сами создатели сериала назвали Dark Deco.
Бэтмен здесь хорош. Да, этот герой образцово положительный: делает всё по совести и палку не перегибает. И для него важная справедливость в возмездии. Просто посадить злодея в тюрьму – это удел обычных копов. Бэтс же добивается справедливости.
Пример с Мистером Фризом. Бэтс узнаёт, что изначально злодей был обычным учёным и хотел спасти свою жену от неизлечимой болезни, но пострадал из-за своего работодателя и стал злой редиской.
Сперва Бэтс пытается «перевоспитать» злодея. Когда не получается, отправляет его в тюрьму, но также предоставляет прессе видеоматериалы о том, что на самом деле случилось с Фризом, чтобы лица, причастные к помешательству злодея, тоже получили по заслугам. Так что, хвала Бэтмену, ведь он всегда пытается не просто отдубасить врага, но и разобраться в ситуации.
В сериале неоднократно делают попытки деконструкции личности героя. Иногда Бэтс переживает сильные душевные терзания. В эпизоде «Я – ночь» герой сомневается в смысле своего ремесла. Злодеев, пойманных им, систематически выпускают на свободу, и кажется, что этой войне нет конца. Бэтмен чувствует себя ненужным и даже вредящим обществу.
В эпизоде «Бояться нечего» выясняется и тайный страх героя. Он боится не оправдать ожиданий своего давно покойного отца.
Здешний Бэтмен интересен и как супергерой, и как Брюс Уэйн. Даже без плаща и маски Брюс заслуживает уважения. Он – добрый человек, щедрый меценат и хороший друг.
Озвучивает персонажа Кевин Конрой, которого в этом месяце не стало. Работа в этом сериале стала звездным часом актёра. После этого он часто озвучивал темного рыцаря в анимации и видеоиграх.
Есть тут камео и знаменитого Адама Уэста – того самого Бэтмена из 60-х. Он озвучивает актёра, что некогда сыграл на ТВ супергероя Серого призрака, некогда популярного, а ныне всеми забытого.
Робин в этом сериале выглядит старше, чем привыкли зрители. Причина – телевизионные стандарты. Если бы он был совсем юным и постоянно подвергался смертельной опасности, не прокатило бы. Поэтому, местный Дик Грейсон – уже студент. Этим и объясняется его частое отсутствие в первой половине сериала.
Позже, продюсеры настояли, чтобы участие Робина было постоянным. Это должно было привлечь аудиторию помладше. Поэтому, с третьего сезона сериал переименовали в «Приключения Бэтмена и Робина».
Робин в этом сериале крут. В отсутствие старшего напарника, часто разруливает опасные ситуации в одиночку. Хотя порой Бэтмену приходится сдерживать горячность пацана.
Также, в наличии Бэтгерл. Она тут появляется нечасто и ещё не входит в основной состав команды. Альтер-эго – Барбара Гордон. И даже в таком серьезном сериале присутствует тупая условность, когда маска супергероя не дает распознать реальную личность даже самым близким людям. Джим Гордон не узнает свою дочь, хотя у неё пол-лица и голос должны выдавать.
Ещё один незаменимый участник команды - Альфред Пенниуорт. В этом мульте он именно такой, каким его любят зрители: галантный, спокойный, способный иронизировать и разряжать обстановку, незаменимый помощник Брюса с бэкграундом работы в британских спецслужбах.
Важный персонаж второго плана – Лесли Томпкинс. Здесь она дебютировала на экране. Эта милая тетушка после смерти Уэйнов позаботилась о юном Брюсе. Лесли умеет хранить секреты супергероев, и иногда, Бэтмен, получив ранения, приходит к ней за медицинской помощью.
Из полицейской своры самым интересным получился Харви Буллок, амбал с железными кулаками. Его методы борьбы с преступностью сомнительные, но результативные и он, мягко говоря, недолюбливает Бэтмена, хотя и вынужден с ним сотрудничать.
При своей грозной внешности и ужасных манерах, Харви – отличный коп и очень одинокий человек. Он живёт в холостяцкой берлоге, кишащей тараканами. Нет ни жены, ни девушки, не друзей.
По классике бэт-историй, злодеи тут способны затмить протагонистов своей харизмой. Противники Бэтмена всегда отличались своей шизанутостью, обаянием и нестандартной мотивацией. Ими могут двигать вполне благородные мотивы, но так как люди они не от мира сего, то и методы у них соответственные.
Часто злодеев на преступления толкает именно само общество или какая-то несправедливость. Про историю мистера Фриза писал выше. Ученый пытался излечить свою супругу, но пострадал из-за своего работодателя. Эд Нигма также свихнулся после того, как его уволил босс, что завидовал таланту парня. Шляпник потерял голову из-за любви к своей коллеге. Чувак устал находиться во френдзоне.
Бывает, что злодеи хотят реабилитироваться. Отсидев в тюрьме или в Аркхэме, они готовы начать новую жизнь, но что-то всегда идёт не так. Возьмём Пингвина. Освальд, оказавшись на свободе, готов завязать с криминалом. Но вдруг он влюбляется в богатую девушку, и та делает вид, что Пингвин ей интересен, чтобы посмеяться вместе со своими друзьями над чувствами мужчины. Освальд, психанув, снова становится злодеем приговаривая: «Верно говорят. Во всём виновато общество. Высшее общество».
Кэтвумен, откинувшись на волю, тоже пытается вести себя аккуратно, но вскоре понимает, что такой образ жизни ей совсем не подходит. Также, временные успехи в реабилитации были у Харли Квин.
Иногда появляется третья сила, на фоне которой готэмские злодеи кажутся мелкими проказниками и невинными жертвами. Например, лютый охранник из Аркхэма, который настолько напугал плохишей, что они боятся дать против него показания в суде.
Часто поднимается тема того, что узаконенная элита общества с ее гнильцой может быть в разы хуже, чем открытые преступники. Последние хотя бы не скрывают своего статуса. Опять же, вспоминаем, как с Пингвином поступили ребята из высшего общества. Также, многие злодеи выбрали темную дорогу по вине своих богатых и алчных боссов. Это, как минимум, Мистер Фриз и Загадочник.
Ярче всего мерзотность готэмской элиты раскрывается в серии «Ужасное трио». Там трое мажоров грабят других богачей чисто из скуки. Один из них даже совершает попытку убить свою девушку, когда она стала свидетелем их преступлений. В головах этих людей осела догма, что они – элита и потому им дозволено всё.
В общем, тема отвратительных и жестоких богачей поднимается в сериале из раза в раз. В пору задуматься, кто причиняет больше зла: сволочная элита или те, кого несправедливость, обстоятельства или душевные расстройства толкнули на путь преступлений.
О злодеях. Джокер прекрасен и точно надо хотя бы одну серию посмотреть в оригинале, чтобы насладиться игрой Марка Хэмилла. Его выбрали из кучи претендентов, хотя сам он не очень на это надеялся, считая, что образ положительного героя крепко закрепился за ним со времён «Звёздных войн». Продюсерам же его работа понравилось и Марка взяли в проект, хоть до этого уже и успели поработать с Тимом Карри. Не в последнюю очередь Хэммилл поразил всех уже фирменным теперь смехом злодея.
Безумство Джокера не знает границ. Яркий пример: как-то он с помощью химикатов отравил рыбу в Готэме, так что у них на мордах появились фирменные улыбки злодея. И мало было отравить, он ещё захотел сделать патент на таких смеющихся рыб. Когда ему отказали, он объявил вендетту сотруднику, что не выдал патентное удостоверение.
Именно в этом сериале дебютировала помощница Джокера Харли Квин. Изначально, девушка была героиней на один эпизод, но зрители так полюбили эту психопатку, что она стала одной из главных злодеек. После этого, Харли стала появляться не только в мультах, но и в комиксах.
Союз Харли и Джокера – яркая иллюстрация абьюзивных отношений. Девушка прощает своему любимому всё, даже насилие над собой.
Сама девушка не настолько съехавшая. Конечно, сдвиг по фазе наблюдается, но иногда видно, что ряд задумок Джокера ей кажутся перебором. Между прочим, Харли однажды вышла из Аркхэма после курса лечения (подчеркну, вышла, а не сбежала).
Мощная двухсерийная арка посвящена Харви Денту. Клёво, что в первых сериях Дент предстает как обычный человек, окружный прокурор и друг Брюса Уэйна. За несколько серий мы успеваем привыкнуть к нему как к хорошему парню. Тем более жутко воспринимать его превращение в злодея.
Ядовитый Плющ тоже может удивить. Ориджином девушку обделили, хотя сперва собирались рассказать про ее несчастное детство в окружении единственных друзей – растений и про то, как она стала ненавидеть мужчин. Больше всего меня зацепил эпизод «Дом и сад», где Памела, казалось бы, начала новую жизнь в уютном домике с мужем и детьми.
Но полная жесть начинается, когда мы узнаем, что детей у Плюща на самом деле очень много. Она использовала гены своего мужа, чтобы вырастить зародыши в растениях. Поначалу эти детишки выглядят по-человечески, но потом превращаются в лютых страхомордин.
Идём дальше по жести. В эпизоде про Крока злодей встречает общину уродцев в лесу. На экране показывают сиамских близнецов, мальчика-моржа и т. д. Сперва они принимают Крока как своего, но разглядев гнилое нутро злодея, изгоняют из общины.
Другая серия, что щекочет нервы – та, где злодей держит в заточении детей-сирот, пользуясь их рабским трудом. Мальчиков и девочек морят голодом и не выпускают на поверхность. Так они стали неспособны воспринимать свет и разучились говорить, потому что в этом концлагере разговоры запрещены.
Есть на редкость драматичные эпизоды. Например, «Ледяное сердце», собравшее немало наград, включая Эмми. Здесь мы можем сочувствовать злодею и ненавидеть те обстоятельства, что заставили его выбрать преступный путь.
Один из самых опасных противников Бэтмена – Рас аль Гул. Только он смог раскрыть настоящую личность супергероя, потому что его Лига теней может добыть любую информацию.
Конечно, у Бэтмена есть и любовный интерес. И даже не один. Помимо Селины Кайл, его влечёт и к Талии аль Гул. Девушка пребывает в состоянии внутреннего противоречия, разрывается между чувствами к Бэтсу и преданностью отцу.
Но главный романтический интерес Бэтса – это, конечно же, Женщина-кошка. Доказательство – то, что в иллюзии идеального мира, в которую героя погрузил Шляпник, Брюс Уэйн готовится к свадьбе с Селиной. Забавно, что в обычной жизни мисс Кайл постоянно френдзонит Брюса, но при этом без ума от Бэтмена.
Все злодеи Готэма хорошо знают друг друга. Это дружное коммьюнити может провести вечер за партией в покер и обсудить, кто был ближе всех к тому, чтобы навалять Бэтмену. Часто плохиши пересекаются и в Аркхэме, который для них уже давно стал санаторием.
В общем, перечислять персонажей и хитросплетения можно долго, но бессмысленно, не хватит даже формата статьи. Напоследок скажу, что «Бэтмен» 92-го – не просто крутейший супергеройский сериал, он, можно сказать, перевернул игру в своем жанре. После этого телестудии перестали бояться делать свои продукты более серьезными и направленными на аудиторию постарше.
И как бонус шикарные вступительные заставки к сериям. В этом сериале – это отдельный вид искусства.