Вот уж никогда не думали не гадали, пономарь Афанасий Иванов и его молодая жена Авдотья, что сделав доброе дело, попадут в переплет, который не сможет разобрать много лет сам Святейшей Синод.
Промозглой ноябрьской ночью 1747 года от Рождества Христова жене дьякона Троицкой церкви, что в Серебренниках, пришло время рожать. Роды оказались трудными, родившаяся девочка оказалась едва живой. Поэтому срочно позвали священника той же церкви, чтобы окрестил младенца, чтобы девочка покинула этот мир православной. Искать восприемников, то есть крестных родителей, было некогда и не до того, поэтому восприемниками стали сам священник и жена пономаря все той же церкви Авдотья Иванова. Девочку нарекли Анной. Принадлежности для крещения отнесли в церковь. Вымотавшаяся, пока помогала с родами и крещением Авдотья пошла домой спать.
Тем временем жена дьякона неожиданно начала рожать второго ребенка. И в скором времени на свет появилась вторая девочка, такая же слабая, как и первая. Дьякон снова побежал к священнику, а заодно послал в церковь гонца принести все принадлежности для крещения. С принадлежностями прибежал пономарь Афанасий Иванов, жена которого несколько часов назад помогала с родами первой девочки и после ее крещения спокойно спала дома.
Пономарь о том, что его жена только что окрестила дочь дьякона, не знал. Священник, измотанный такой бурной ночью и не очень хорошо знакомый с женой пономаря, так как он женился совсем недавно, тоже не очень хорошо себе представлял, в какой переплет все попадают. А дьякону вообще было не до чего – у него на глазах рушилась семейная жизнь: жена могла в любой момент отправиться на небеса вместе с двумя только что рожденными девочками. Так как вторая новорожденная тоже была очень слаба и крестить ее требовалось срочно, крестными родителями стали те, кто оказался рядом. На этот раз крестным отцом стал пономарь, а крестной – старшая, уже относительно взрослая дочь дьякона.
И что из этого, скажете вы? Да так, сущая мелочь. Окрестив родных сестер, став их крестным отцом и матерью, пономарь и его жена, оказались близкими духовными родственниками. И по тогдашним законам быть мужем и женой не имели права. Их следовало развести. А то, чем они занимались у себя дома в постели, после такого поворота попадало под категорию прелюбодейства.
Вы скажете, да ладно вам – люди же сделали доброе дело. Все же должны были понять, что это все не специально и для благих целей. И вообще, какая разница – ведь новорожденные вскоре отправились в лучший из миров?! Ага. Все покивали головами, что все понимают, что да, они так поступили не специально. Но, как бы чего не вышло – доложили митрополиту Московскому Платону. Мол, так и так, преосвященный, видишь, что получилось. Принимай, отец наш, свое справедливое решение.
Митрополит брать на себя ответственность не стал. Дело передали в Святейший Синод. Жену от пономаря забрали в Новодевичий монастырь, под пригляд. Завели дело, провели допросы, которые подтвердили, что получилось не специально, по неведению и по крайней нужде и срочности дела. И так как, в общем и целом пономарь и его жена сделали доброе дело, то вроде бы все были согласны, что разлучать их неправильно. Достаточно возложить епитимью – пусть там помолятся, на богомолье куда-нибудь в Троице-Сергиеву лавру пешком прогуляются. И делу конец.
Почему все не решил митрополит Платон, можно понять. Во-первых, хоть все и хорошие, но налицо нарушение основополагающих тогдашних законов. И хоть Платон и был человеком просвещенным и гуманным. Но он прекрасно помнил, как за то, что имел свои взгляды и вздумал их отстаивать, попал в Тайную канцелярию и в 1738 году, лишившись сана и монашества, простым мирянином отправился осваивать Камчатку. И вернула его оттуда, «свет в окошке», «милостивая государыня» Елизавета Петровна. И Платон прекрасно знал, что Елизавета Петровна, хоть сама и была не совсем скромного поведения, за соблюдением церковного порядка и законов следила строго. Так что пусть Святейший Синод решает. Коллегиальное решение тем и хорошо, что никто ни за что не отвечает. Это все так решили.
Что вы думаете, решил Святейший Синод по делу Авдотьи и Афанасия?
А ничего. Просто ничего. Они поступили очень по-нашему. ПЯТЬ лет синодские служители думали, как и каким образом решить этот казус. И так ничего не придумали. Авдотью за это время отправили из Новодевичьего монастыря к родным, запретив ей жить с Афанасием. При этом Авдотья в монастыре оказалась беременной. Вы ведь не думаете, что пономарь Афанасий женился на ней только ради того, чтобы по крестинам бегать. Они, конечно, тоже о детишках думали и надумали. Кто же знал, что все пойдет вот так.
В феврале 1753 года Авдотья не выдержала и пришла к митрополиту с просьбой решить уже наконец бедственное положение ее и ребенка. И надо отдать должно митрополиту. Посмотрев на то, как тянется дело в столице, он взял все на себя и закрыл вопрос раз и навсегда:
«Понеже просительницы сия погрешность в неведении, того для позволить ей жить с мужем своим по-прежнему»
История непридуманная – опубликована в «Русском Архиве» 1894 года №6. Раскопал ее в те далекие годы в архиве Московской консистории Николай Петрович Розанов – интереснейший человек сложной судьбы.
-----------
Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.