Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Психолог, психотерапевт, психиатр

Сейчас, когда законодательством, к сожалению, не закреплен статус и полномочия психолога, а этический кодекс для некоторых - пустой звук, то мы порой сталкиваемся с мешаниной в понятиях. Если с психиатром всё как-то более-менее понятно, то вот с полномочиями психологов и психотерапевтов стоит разобраться повнимательнее.

Важным аспектом в отличии будет принадлежность: врач - не врач.

Психиатр - врач, который выписывает лекарственные препараты, например, при лечении депрессии, вызванной внутренними факторами (когда происходит нарушения в химии головного мозга и просто разговорной терапией тут не помочь). Одновременно с этим, отмечу, что психиатр не занимается психотерапией. Для этого он направит человека к психотерапевту.

Может ли психиатр быть также и психотерапевтом?

Да, может, если он получил дополнительно образование по психотерапии.

Сама психотерапия подразумевает под собой лечение психических расстройств посредством разговора. (Отмечу, что это очень отличается от разговоров двух друзей на кухне). Во время психотерапии, формируются новые нейронные связи, которые позволяют человеку приобрести необходимые личностные изменения и сформировать новые модели поведения.

Однако, согласно российскому законодательству психотерапевтом может быть только врач, прошедший специальное дополнительное обучение, сдавший экзамен и получивший сертификат по психотерапии.

Все остальные, кто проходит обучение на психолога, повышает квалификацию в психотерапевтических модальностях могут называть себя только психологами. То есть человек, не имеющий медицинского образования может быть исключительно психологом.

Значит ли это, что психолог не будет компетентен в оказании психотерапевтической помощи?

Здесь важно различать категории клиентов-пациентов, с кем работаем. Обычный психолог, не имеющий хотя бы квалификации клинического психолога в идеале не должен работать с личностными расстройствами. Хотя бы потому, что для того, чтобы вести человека с биполярным аффективным расстройством или с пограничным личностным расстройством нужно понимать фазы, понимать, как выстраивать взаимодействие. Потому что для таких людей даже время начала сессии, ее границы будут иметь где-то и решающее значение.

Говоря о деятельности психолога мы подразумеваем осуществление им психологического консультирования. То есть психолог - это специалист, который помогает людям справится с психологическими проблемами, стрессовыми ситуациями, наладить отношения и пр.

Важно отметить, что психолог работает с психически здоровыми людьми (опять же берем это условно, так как на 100% здоровых точно нет, но подразумеваем, что люди, приходящие на прием к психологу являются людьми без психических отклонений и диагнозов).

Так чем тогда может заниматься психолог, который не врач?

Во-первых, такой психолог может указывать на своих визитках, страничках и пр. только слово "психолог" (ну или "клинический психолог", если есть соответствующее образование). Никаких "психотерапевт" просто потому, что это статуснее звучит, весомее или я так захотел - тут быть не может.

Конечно, грань, где психотерапия, а где консультирование - очень тонка (как и в случае: где еще коучинг, а где уже психология), но мы, например, после прохождения обучения КПТ имеем право "консультировать в методе когнитивно-поведенческой психотерапии".

Что это значит?

Давайте разбираться. Взять, например, ту же депрессию. Если в начале я описывала, когда она обусловлена внутренними (эндогенными) факторами, то бывают случаи, когда человек без диагнозов от психиатра, но находится в депрессивном состоянии, которое обусловлено экзогенными, то есть внешними обстоятельствами.

И тогда метод КПТ идеально подходит для снижения остроты этой депрессии, а после и вообще для избавления от нее.

Сначала мы собираем, так называемый анамнез, почему вообще человек пришел к психологу, что его тревожит, в чем проблема. Из этого формируется запрос на работу. Например, "избавиться от депрессии".

Далее в формате КПТ мы начинаем работать с мыслями, которые вызывают негативные эмоциональные реакции и как следствия поведенческие реакции, проявляющиеся в том, что человеку сложно, например, совершать повседневные действия.

Подключаем к этому навыки поведенческой активации. Иногда может доходить до того, если общение с клиентом происходит в онлайн формате, то вместе пойти и мыть посуду, чтобы у клиента закрепилась нейронная связь, что "он это смог"! Такое некое позитивное подкрепление.

И постепенно, сессия за сессией, если соблюдать все протоколы КПТ, работать в ключе и философии этого подхода, то у клиента будут наблюдаться позитивные тенденции, начнет снижаться показатель депрессии.

Говорит ли это о том, что с депрессией нужно искать только психотерапевта?

Сейчас я бы не была столь резка в суждениях, потому что опять же при отсутствии закона о психологической помощи каждый специалист сам является ответственен за то, что он делает.

На мой взгляд, брать в консультирование людей, которые объективно "не твои клиенты" - это нечестно и даже неэтично. Получается, вероятность того, сможешь ты им помочь или нет будет 50/50. (Не будем забывать, что лечат не только техники, но и отношения, которые выстраиваются; лечит личность консультанта, терапевта). И тогда встает вопрос об экологичности работы такого психолога.

Но если психолог обучен глубоким методам, которые помогают, у него есть навыки в помощи с таким видом запросов и он отдает себе отчет, что работает с условно психически здоровыми людьми, то почему бы не заниматься консультированием в модальности терапевтического подхода.

Техники и инструменты могут быть одинаковыми, клиенты - разные. И это, на мой взгляд, главное отличие того, необходим ли человеку психолог либо психотерапевт.

Автор: Екатерина Трухачёва
Психолог, Нейрокоуч КПТ Транзактный-анализ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru