Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Советский фильм, что был задолго до «Ирландца» Скорсезе

Те, кто застал советское телевидение начала 80-ых, помнят трехсерийный фильм «Рафферти». Большей части памятна финальная сцена, когда гангстер Томми Фарричетти в исполнении Джигарханяна решетит из армейского Томпсона спускающегося по ступенькам Сената главного героя. То, что персонаж падает, и при этом демонстративно бьются его очки, заставляет заподозрить отсылки к итоговым эпизодам первой части «Крестного отца». Хотя больше всего сходства наблюдается с недавним «Ирландцем», созданным Мартином Скорсезе. Дело даже не в том, что прототипом Джека Рафферти стал профсоюзный деятель Хоффа, который таинственным образом пропал в 1975 году, а то, что в обоих случаях использовались литературные произведения Лайонела Уайта. Этот американский писатель ярко вписал свое имя в историю криминального кино - достаточно вспомнить «Убийство» Кубрика. А ещё были «Денежная ловушка», «Ночь следующего дня» и т.д. Рассматриваемый нами фильм взялся сделать советский режиссер континентального масштаба Семен
-2

Те, кто застал советское телевидение начала 80-ых, помнят трехсерийный фильм «Рафферти». Большей части памятна финальная сцена, когда гангстер Томми Фарричетти в исполнении Джигарханяна решетит из армейского Томпсона спускающегося по ступенькам Сената главного героя.

То, что персонаж падает, и при этом демонстративно бьются его очки, заставляет заподозрить отсылки к итоговым эпизодам первой части «Крестного отца». Хотя больше всего сходства наблюдается с недавним «Ирландцем», созданным Мартином Скорсезе. Дело даже не в том, что прототипом Джека Рафферти стал профсоюзный деятель Хоффа, который таинственным образом пропал в 1975 году, а то, что в обоих случаях использовались литературные произведения Лайонела Уайта.

Этот американский писатель ярко вписал свое имя в историю криминального кино - достаточно вспомнить «Убийство» Кубрика. А ещё были «Денежная ловушка», «Ночь следующего дня» и т.д. Рассматриваемый нами фильм взялся сделать советский режиссер континентального масштаба Семен Аранович («Торпедоносцы», «Противостояние»). Именно его стараниями история вышла за рамки сугубо криминальной фабулы.

Опять же в истории коррумпированного профсоюзного деятеля есть моменты из биографии и Хоффы, и убиенного «революционера», сенатора Хью Лонга, который был застрелен на ступенях Капитолия штата Луизиана. Тогда, чтобы как-то нивелировать негативные последствия, был предпринят политический PR: Роберту Уоррену было заказано написание книги «Вся королевская рать». Мол, погибший был человеком нечистоплотным, а потому не надо нервничать.

Но вернемся к проблеме транспортных профсоюзов, которые со временем стали контролировать всю логистику США, а потому привлекали вынимание организованной преступности. По сюжету фильма один из лидеров движения Джек Рафферти предстал перед сенатской комиссией. Он мог отказаться давать показания, но тогда ему был бы закрыт путь в кресло самого большого профсоюзного босса.

Где-то невольно, где-то осознанно он «сдает» и врагов, и друзей. Выясняется, что для него нет принципов, о коих он часто говорил – лишь одна целесообразность. Он полагает, что и в этот раз сможет выбраться «сухим из воды».

Кадр из фильма «Рафферти» (1980)
Кадр из фильма «Рафферти» (1980)

Каждая из трех серий разная по своему стилю. Первая напоминает юридические триллеры в стиле Джона Гришема (вспоминайте «Фирму»). Завершающая серия более походит на полицейский процессуал. А вот вторая как раз ближе к тому, что считаем нуаром. Именно в ней показаны преступные деяния, которые совершают подручные Рафферти.

Кадр из фильма «Рафферти» (1980)
Кадр из фильма «Рафферти» (1980)

Это и вымогательство, и рэкет, и устранение неугодных. Судьбоносным для многих стало намерение «укоротить язык» профсоюзному активисту Клоду Мэрксу, заподозренному в симпатиях к коммунистах. Тому плеснули кислотой в лицо, но в итоге вызвали инфаркт и смерть.

Кадр из фильма «Рафферти» (1980)
Кадр из фильма «Рафферти» (1980)

Есть в фильме и весьма неожиданные актерские решения. Например, образ клубной певицы был поручен Евгении Симоновой (!!!). Рафферти обходится с ней бесцеремонно, подобно Майку Хаммеру он подкладывает свою подругу под «нужных людей».

Кадр из фильма «Рафферти» (1980)
Кадр из фильма «Рафферти» (1980)

Многие обвиняли фильм в неточностях к деталям. Не согласимся. Например, в эпизоде, когда происходит знакомство главного героя с мелким бандитом Фарричетти, тот раскладывает пасьянс. Если вы присмотритесь внимательно, то на игральных картах - «итальянские масти», которые отличаются от привычных европейских. Хотя, конечно, не это важно в «Рафферти», а блистательная игра лучших советских актеров.