Яга проспала. Поднялась не с первым лучом, не с первым щебетанье птиц, а наспавшись вволю.
"В полёт бы, да ещё одно дело есть. Сделаю и птицей-орлицей", - бабка прикинула планы на сегодня-завтра и откинула пушистое одеяло. Пора вставать, гостью встречать.
Бабка слезла с печи и окинула взглядом избушку. Чисто, даже посуду вчера убрала. Собрала силы и всю помыла. Через не могу, не хочу и: "Может, Лешеньку вернуть да попросить помыть? Нет, сама уберу, он и так измаялся, меня ожидаючи".
Позднее утро выдалось серым, с крапаньем мелкого дождя. Бабка вышла на крыльцо в одной ночной сорочке почти до пят, босиком на тающую изморозь и подставила лицо дождю. "Мой, мой, грусть смой, дай радости". Капли проникали сквозь кожу и освежали лицо осенней прохладой. Тонкая ткань сорочки стала быстро намокать и прилипать к телу, Яга поёжилась, но постояла ещё немного и только потом зашла в дом.
Пока переодевалась, вытиралась-растиралась, придумала себе завтрак и гостье обед. Удивительно, Яга не чуяла никого ни в лесу, ни у леса, но точно знала, гостья сегодня будет. Будто тянется ниточка от вчерашнего похода с болезным к сегодняшней встрече.
"Может, не сегодня?" Бабка принюхалась. Пока никто к лесу не идёт, но она тонко чуяла, именно сегодня.
"Ладноть, покасть время есть, свои дела поделаю". Позавтракала, обед приготовила, посуду прибрала, во двор вышла, и заспорилась хозяйская работа. Куры, гуси, козы - накормить, волчонка полечить, грядки травой накрыть, ветки старые с кустов срезать... Благо, дождь утихомирился, ушёл до вечера, не стал бабке мешать.
К обеду встрепенулась: "Кажись, край леса перешла, вот и славно". Мысленно оглянула дом, двор, огород - всё ладно. И пошла себя в порядок приводить.
- Бабушка Яга! Вы дома? - во двор вошла красивая юная девушка во французском платье дворянского сословия сказочных времён.
- Дома я, дома, милая! Проходь, - Яга вышла встречать гостью. - Удивляешься?
- Удивляюсь, бабушка. Что я здесь делаю?
- Ты не серчай, милая, я тебя ждала, ты и пришла. Не тянула, не звала, но знала - придёшь. Вопросов у тебя много ко мне, да только ты не готова была так скоро.
- Синяя Борода пропал.
- Соскучилась чтоль?
- Нет. Только сказка не сказывается без него.
- Перерыв тоже нужен. Живой он, мудрости набирается. Тебе туда не надо. И нельзя.
- А я и не хочу. Странно, запрет есть, а любопытства к нему нет. Что-то в моей сказке сломалось?
- Ничего не сломалось, родимая. Мы об этом опосля обеда проясним. А сейчас мой руки и за стол.
На столе в этот раз было много сладостей. Лесных и заморских. Кроме них свежие щи, картошечка и разнорыбье. За трапезой Яга спрашивала о дороге, погоде, самочувствии, новом муже и планах на жизнь.
Как насытились, так разговор и к делу перешёл. Гостья хотела отказаться идти к дивану, но всё же пошла. От Яги не ускользнула смена настроения. Она смолчала. Решила прояснить позже.
- Ну, что, милая, есть что сказать-спросить?
- Есть. И спасибо, бабушка, что ждала. Я бы не решилась к тебе прийти по своей воле.
- Ты по своей воле пришла. Я тебя не тянула. А вот то, что ты почуяла, что тебя здесь ждут и что здесь будет ответ на твой главный вопрос - это ты большая молодец! Поверила своей интуиции. Оно и сошлось!
Яга внимательно посмотрела на девушку. Та была в смятении, будто не знала, с чего начать. Будто решала, стоит ли её вопрос того, чтобы задавать его самой Яге.
- Не бойся, милая, спрашивай.
- Да вопрос-то пустяковый, глупый, бабушка. Стоит ли тратить твоё время на это?
- Не бывает глупых вопросов. Бывают глупые ответы. Особенно когда учишься. А по жизни оно так и происходит, что всё время учишься, - подбодрила Яга девушку. - И скажи-ка мне, родненькая, как тебя называть? В сказках тебя по-разному кличут, а то и вовсе без имени.
- Чаще всего меня Мари-Кэтрин зовут, - девушка начала успокаиваться. - А вопрос мой таков: как мне утихомирить своё любопытство?
- А зачем тебе его утихомиривать? - изумилась Яга.
- Ну как же! Из-за любопытства пострадали двенадцать жён и чуть не пострадала я! Если бы не оно, все были бы живы.
- Эээ, милая, ты чего чужую вину на себя переносишь?
- Чужую? Нет, я не обвиняю женщин... Они за своё поведение расплатились сполна...
- А я и не про них. Давай разбираться, Машенька. Можно же тебя Машенькой называть? - и получив согласие, продолжила. Пока оставим в покое предыдущих жён. Кто тебе-то внушил, что ты поступила плохо?
- Так все говорят. Если бы не нарушила запрет, жила бы припеваючи.
- Ой ли? А чего тогда нарушила? И почему сначала не хотела идти замуж за Бороду?
- Не знаю, - задумалась Мари-Кэтрин, - будто что-то останавливало от замужества с ним, что-то отталкивало. А каморка, наоборот, тянула к себе как заворожённая.
- Ты, Машенька, сейчас сказала самое важное. Только понимаешь ли, о чём я?
Мари покачала головой. Яга решила не томить её.
- Ты светлая, чистая душа, а опыта никакого до знакомства с Бородой у тебя не было. Он и выбрал тебя из-за наивности и чистоты. В нём с самого начала порок разрушения был. С самого-самого начала. Твоя душа это почувствовала. Тебя не цвет бороды отпугивал, а душа его чёрная. Потому и отказалась соприкасаться с его душой. И вместо того, чтобы узнать его поближе, ты купилась на богатство. Разговаривала ли ты с ним до свадьбы?
Мари кивнула.
- О чём?
- О свадьбе, о его дворце, украшениях, которые он мне дарил.
- А о тебе, о нём, о жизни с ним? О книгах, людях, увлечениях?
Мари широко распахнула глаза, и она тихо произнесла:
- Нет, бабушка, ни о чём таком... Он как-то мельком говорил о деле, которым занимается. Но сразу осёкся, сказал, что не моего это ума дело. О жизни с ним - только то, что всегда буду жить в роскоши.
- И тебе этого было достаточно?
- Да. Это закрывало моё неприятие. Богатый, щедрый, видный муж. Я и подумать не могла, что у него руки в крови...
- Ты заглушила свою интуицию. Интуицию чистой души заглушила меркантильным расчётом, - и увидев изменившееся лицо Мари, Яга поспешила добавить, - Эээ, Маша, я не обвиняю тебя! Меркантильность твоя от окружения пришла. Все же одобрили Бороду. Девушку важно пристроить в хорошие руки. Тебя и пристроили. Только хорошесть порой проверяется жёстко. Тебе повезло, что не ценой твоей жизни.
- Но ценой двенадцати других, - Мари закончила мысль Яги.
Яга кивнула.
- А как всё же было правильно? Заглядывать или пройти мимо каморки? - спросила девушка.
"Заглядывать, непременно заглядывать", - подумала Баба Яга, но вслух спросила:
- А это зависит от того, что ты чувствуешь.
- Я чувствую смятение и непонимание, - а на поднятую бровь Яги продолжила, - Я люблю своего мужа, нынешнего мужа, не Бороду. Счастлива с ним. Такого с Бородой ни в какой миг не было. Но как забыть ту картину, которая предстала перед мои глазами в каморке?
- Ну, способы есть. Позже сделаем. Сейчас важно то, что ты раскрыла тайну Бороды. Раскрыла его истинное лицо. И не только для других, а главное-то, для себя. Интуицией почувствовала с самого первого знакомства, а в конце подтвердила фактами. Ты не поверила себе в начале, и жизнь за это чуть не наказала тебя. Не любопытство подвело, а интуиция выручила. Понимаешь?
Мари сидела ошарашенная.
- Почему тогда все говорят о любопытстве?
- Потому что хотят обесценить тебя. Не лезь, куда не следует - знакомо? А почему не следует, если от этого зависит твоя жизнь?
- Так я чуть и не поплатилась за то, что полезла не туда. И мои предшественницы тому доказательство. Повезло мне с братьями.
- В этом тоже есть твоя заслуга. Не умаляй свои достоинства. Ты сумела разделить страхи со своей сестрой Анной, ты нашла в себе силы проявить мудрость и попросить несколько минут у негодяя, ты создала и сохранила хорошие отношения с братьями. Тебе было на что опереться. Ну и счастливый случай. Братья всё же успели.
Мари приободрилась, личико её просветлело, плечи расправились. А Яга продолжила:
- Скажи, мне, милая, почему ты не хотела пройти на диван?
- А разве я не хотела? - поторопилась с вопросом Мари-Кэтрин. Но потом покраснела и ответила, - Да, не хотела. Страшно вдруг стало. От чего это, бабушка?
- От того, что вчерась на нём Борода сидел.
Мари-Кэтрин вздрогнула и даже хотела встать с дивана, но осталась-таки на месте.
Бабка кивнула.
- А почему ты всё же села на него? Как тебе на нём сидится?
- Хорошо. Удобно. Хотя... Сначала было неуютно. А потом очень хорошо. А что со мной не так?
Яга ухмыльнулась "ну, вот опять".
- Мари-Кэтрин, ты правильно почуяла. Борода для тебя опасен. И ты увидела душой связь дивана с Бородой. А всё же села, потому что поверила в безопасность без купли-продажи - здесь интуиция на мой счёт хорошо сработала. И расслабилась на диване - потому что проверила. А вот твой вопрос "что со мной не так?" меня очень огорчает. Всё с тобой так, когда веришь себе.
- А я не верю?
- Получается, что не всегда, - бабка помедлила, покопалась в своих мыслях и дала задание девушке, - Я тебе покажу разные способы, как слушать себя и как проверять свои догадки. Исправно выполняй, научишься, проще жить будет.
- Спасибо тебе, бабушка Яга! Всё сделаю, как ты скажешь. У тебя так хорошо, что уходить не хочется.
- Так и оставайся, Машенька, погости ещё денёк. Нам есть, что обсудить, - и на вопрошающий взгляд Мари Яга ответила немедля. - Сегодня научу как слышать себя, а завтра поговорим о метафоре.
- О чём?
- Мы с тобой твой вопрос со стороны любопытства и убийств обговорили. А есть и другая сторона. Темнее и светлее сразу.
- Как же так может быть? И тёмная и светлая сразу. Полосатая или в пятнышко?
Яга по-девчоночьи засмеялась:
- Не в пятнышко. Тёмная, потому что не явная, в тени. А светлая, потому что не такая кровавая. Хотя как посмотреть. Бывает и душа кровит.
- Бабушка, давай сразу, прямо сейчас, поговорим об этом!
- Нет, золотая. Всему свой срок! Сейчас по лесу погуляем. На хозяйстве ты не в пользу, а травы всякие-разные поглядим. Заморозками не всё поди прибило.